Так, в прошлом году в стране погибли 944 ребенка, больше 21 тыс. пострадали. Половина из них – пешеходы, но, по мнению ГИБДД, другую половину можно было спасти, если бы в автомобилях взрослых были установлены детские автомобильные кресла. В Алтайском крае из 19 погибших в прошлом году детей 12 были пассажирами.
В рубчик и цветочек
Самый оптимальный способ обезопасить ребенка-пассажира – установить в машине детское кресло. Конечно, правила позволяют обходиться любыми удерживающими устройствами. Всевозможные стяжки, фиксаторы, «адаптеры ремней» и бустеры попадают под определение ГОСТа: «совокупность из лямок или гибких элементов с пряжками и регулирующих устройств». Но они позволят лишь избежать претензий ГИБДД, не гарантируя при этом сохранения здоровья ребенка при ДТП. Детское автомобильное кресло, созданное инженерами, справляется с этим лучше подручных и кустарных средств.
При покупке детских автосидений родители часто исходят из цены или внешней привлекательности. Ценовой разброс широк – в Барнауле в специализированных отделах детских и автомагазинов представлены модели от 1,5 до 15 тысяч рублей – от российских, китайских, корейских, польских, французских, итальянских, немецких производителей.
Есть как совсем простенькие и непритязательные модели, без боковой поддержки головы и возможностей регулировать наклон спинки до образцов, похожих на гоночные кресла «Формулы-1». Но красота в выборе кресла – дело десятое. Главное – безопасность.
Универсальность не лучше
В Европе все детские автомобильные сиденья обязательно проходят полный цикл специальных испытаний по Европейскому стандарту безопасности. Успешно выдержавшие тест получают сертификат. На его наличие надо обращать внимание при покупке. Серьезные производители дополнительно проводят серии испытаний и краш-тестов. Это приводит к удорожанию продукции, однако позволяет детскому сиденью лучше выполнять свою основную миссию – оберегать ребенка.
Там же, где средства в испытания не вкладываются, продукт получается дешевле и доступнее. Обычно информацию о прохождении креслом краш-теста можно посмотреть в интернете, а на тех креслах, которые их выдержали, есть наклейки об этом.
Все автокресла разделены на группы в зависимости от веса и возраста детей. Для грудничков весом до 9 кг предназначаются удерживающие устройства, представляющие собой люльку – пластиковый корпус на силовом каркасе, обшитый тканью с мягкой набивкой внутри.
Для детей в возрасте от года до 4 лет и весом от 9 до 18 кг предназначена конструкция переходной, между люлькой и креслом, формы. Далее используются полноценные кресла, рассчитанные на различный возраст и вес.
Но не стоит гнаться за универсальностью. Так, некоторые родители вместо покупки люльки «от 0 до 9 кг» и кресла «от 9 до 13 кг» покупают бэби-кокон «от 0 до 13 кг». Но перевозка в таких универсальных устройствах возможна только на короткие, до полутора часов, расстояния, да с точки зрения краш-тестов эти устройства самые «проблемные». Оценку «хорошо» получают единицы из них.
Посоветуйтесь с ребенком
При выборе детского кресла стоит обратить внимание на наличие регулировок высоты и ширины спинки кресла, угла ее наклона, длины подушки кресла, высоты боковой поддержки, подголовника, фиксаторов ремней безопасности. Это позволяет настроить кресло индивидуально. Приобретать сиденье для ребенка старше 4 лет лучше с ним – чтобы он смог посидеть и опробовать разные модели. Бывает так, что кресло категорически не нравится ребенку, скажем из-за плохого обзора дороги, и он устраивает родителям истерики.
Чем младше ребенок, тем важнее для него возможность спать во время поездки, поэтому желательно, чтобы кресло регулировалось по наклону. Наличие развитой боковой поддержки и системы поддержки головы так же важно, так как вес головы в пропорции к телу у малышей велик, отчего при столкновении шейный отдел подвергается большой нагрузке.
Для детей до 3-х лет обязательны внутренние трех- или пятиточечные ремни – только они смогут предохранить малыша от характерных повреждений брюшной полости и травмы позвоночника. Необходимо обращать внимание и на форму спинки и посадку ребенка, что особенно актуально, если ездить помногу. Кресло не должно нарушать осанку, придавая позвоночнику неправильное положение.
Замок должен легко застегиваться и расстегиваться. Но учтите, что даже совсем маленькие дети никому не известным способом могут отстегнуть ремни безопасности. Поэтому желательно выбирать замок с защитой от детей. А под ним обязательно должна находиться тканевая подложка, чтобы он не натирал кожу малыша.
«Изофикс» не для всех
В установке кресел существует две системы. Первая – это когда кресло фиксируется на сиденье машины штатным ремнем безопасности, пропускаемым через кронштейны или проемы на корпусе, а ребенок в нем пристегивается отдельными внутренними ремнями. Такая схема применяется во всех креслах-люльках для младенцев и сиденьях для малышей до четырех лет. В креслах же для детей постарше может использоваться и другой вариант: сиденье просто ставится в машине сверху штатного, и ребенок в нем пристегивается имеющимся ремнем безопасности, пропущенным через специальный кронштейн на корпусе кресла.
Место для установки детского сиденья в машине может быть любым – как сзади, так и спереди. Важно знать, что если детское кресло стоит на переднем сиденье, то подушка безопасности обязательно должна быть отключена, чтобы не травмировать ребенка.
Кресла для детей от четырех лет и старше ставятся лицом по ходу движения. Люльки же и сиденья для тех, кому еще нет трех, обычно устанавливают лицом против хода, чтобы при столкновении движущегося по инерции младенца «принимали» не ремни, а мягкое ложе люльки, не давая голове малыша сильно смещаться.
Конструкций детских автомобильных кресел безопасности и фирм, их выпускающих, огромное множество. Но самыми безопасными считаются сиденья, которые можно закрепить в автомобиле при помощи так называемой системы «Isofix».
Она представляет собой кронштейны стандартизированной конструкции на детском сиденье или на опорной раме, защелкивающиеся в специальных гнездах. Но покупать их имеет смысл, если ваша машина оснащена такой же системой креплений. Плюсы этой системы – простота крепления, исключение опрокидывания или смещения ребенка при ДТП. Минусы тоже есть – на ребенка, когда он сидит лицом по ходу движения, при столкновении действуют большие, чем в обычном кресле, перегрузки, сиденья с этой системой тяжелее и дороже своих аналогов на ремнях.
В Европе кресла с «изофикс» рекомендуется ставить только в те модели машин, которые прошли краш-тесты с данной системой и показали хорошие результаты.
Пока ребенок растет, он сменит не одно автомобильное кресло, и траты на них могут быть чувствительными для семейного бюджета. Но разве можно измерить жизнь и здоровье какими-либо деньгами? На безопасности лучше не экономить.
Шесть правил безопасности
Родителям, перевозящим детей в автомобиле, стоит соблюдать ряд простых правил:
1. Не перевозить малыша на своих коленях. При аварии его можно не удержать или придавить собой.
2. Не пристегивать малыша штатным ремнем безопасности без детского кресла – ремень рассчитан на взрослого человека.
3. Не пристегивать взрослого и ребенка одним ремнем.
4. Не разрешать ребенку стоять за спиной водителя и между спинками передних сидений.
5. Не разрешать ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения – при столкновении малыш упадет затылком вперед.
6. Не оставлять в салоне незакрепленные тяжелые предметы. При столкновении они превращаются в опасный снаряд.
ВАЖНО
Лучшие автокресла:
■ Имеют значки ECE R44/03 или ECE R44/04, подтверждающие их соответствие Европейскому Стандарту Безопасности.
■ Относится к группе, соответствующей весу ребенка.
■ Удобны, регулируются по наклону для бодрствования и сна.
■ Хорошо устанавливаются в конкретный автомобиль.
Смотрите также:
- Вышла в свет детская книжка комиксов с советами по безопасному поведению «Недетские секреты» →
- Быть здоровым – дело нехитрое! →
- Травмы уносят молодые жизни! →