Береза может то, что тополю не по силам

   
   

Оно не холодит руку. Не боится прикосновений и перепадов температуры. Не тянет вниз. Не бьется. А самое главное – выглядит живым и всегда приятное на ощупь.

Видимо, такое отношение к дереву и древесине заложено в человечестве с первобытных времен – близость к лесу всегда давала большие шансы на выживание, чем жизнь в песчаной, каменной пустынях или заснеженной тундре.

Также с доисторических времен сохраняется интерес человека к дереву как к объекту творчества. Оно более податливо в обработке, чем камень или железо, и почти каждый может изменять его в соответствии со своими нуждами. 

Часть людей сохраняет любовь к дереву и тягу к творчеству с ним на протяжении всей жизни, несмотря на то что современное состояние цивилизации уже не вынуждает самому мастерить себе жилище, мебель, обстановку и игрушки. Один из таких людей – известный барнаульский мастер резьбы по дереву Юрий Заволоцкий.

Алтай полон символов

– Юрий Григорьевич, почему все-таки дерево, а не, скажем, камень?

   
   

– Меня всегда тянуло ко всему хорошему. Когда пришел из армии, ездил к родным в Бобровку и на берегу Оби находил корни и коряги удивительной формы. Они уже были похожи на что-то, необходимо было лишь убрать лишнее. Поработаешь над ней – смотришь, а это уже не коряга, а старушка какая-нибудь, типа Бабы-Яги. 

Когда ездил в командировки, обязательно посещал все музеи и выставки, особенно меня интересовало современное искусство и скульптура. Работал на Комбинате химволокна в Барнауле, но в свободное время мастерил что-то для себя, обставил весь дом.

Просто приятно было работать руками, создавать красоту из подручных материалов. Ну, а два года назад, когда появилось больше свободного времени, занялся резьбой по дереву уже вплотную. Нравится, что в работе с деревом соединяется собственная фантазия, работа ума с работой руками.

– А как пришла идея заняться алтайской тематикой?

– Тема Алтая – лишь одна из нескольких в творчестве, но мысль заняться ею мне подбросил сын Михаил – ему самому интересны алтайские мотивы, и он воплощает их в гравировке по камню. Пришлось много изучать и погружаться в источники, народный эпос, переосмысливать и пропускать их через себя.

Ведь из воздуха замысел не рождается, надо от чего-то отталкиваться. И даже если это творчество по мотивам – это не повтор, а оригинальное произведение – ведь каждый художник осознает наследие Алтая, да и мировой культуры по-своему.

Когда попробовал себя в алтайской тематике, работы стали пользоваться интересом и спросом, что в свою очередь стало для меня стимулом к дальнейшей работе. Но повторять себя самого я не люблю – стараюсь, чтобы каждая новая работа была развитием, шагом вперед, по сравнению с предыдущей. А те работы, на которых только ищется нужная форма, остаются у меня в мастерской и до зрителя не доходят.

Дерево подскажет сюжет

– Замысел фигурки из дерева рождается в процессе работы над ней или сначала создается эскиз?

– Общий замысел обычно вынашивается в голове. Порой месяцами. А вот нужно ли рисовать эскиз – зависит от сложности. В более простой работе дерево само подсказывает движение резца, а в сложной лучше все обдумать заранее.

Так, в работе над образом Алтая, которую мы делали вместе с сыном, сначала продумали и нарисовали эскиз – внизу фигуры протекает река Катунь, над ней парит один из символов Алтая грифон, по бокам и спине роспись в виде золотых гор и солярного знака Алтая – бегущего оленя.

Другое направление творчества – африканская тема. Африка – прародина человечества и многих культур, отголоски ее мотивов можно найти у разных народов.

Вообще замысел и тема часто зависят от случая. Нашел как-то журнал «Смена» за 1976 год, а там на последней станице портрет из дерева «Учитель». Это меня поразило, заточил отвертку и вырезал из подходящей доски несколько портретов. Или услышал про проблемы одного известного российского дирижера за границей – вырезал фигурку дирижера во фраке с воздетыми вверх руками.

– Сложно вообще подступиться к работе с деревом?

– Для меня не сложно. Ведь никто не висел над душой, не подгонял, не критиковал. Делал то, что хотел, экспериментировал, пробовал, искал, что-то забраковывал, что-то не доделывал и отставлял на время. Потом пришло признание, пошли заказы.

Я всегда исхожу из материала и инструмента. Стараюсь, чтобы они подходили друг другу. При этом мне интересно сохранять фактуру дерева, его рисунок, даже если фигурка темная и покрыта лаком. Кстати, далеко не всякое дерево требует покрытия.

Раньше, найдя хороший лак или морилку, старался покрыть ими все работы, потом стал подходить к этому выборочно. Иногда древесина требует лишь легкой обработки, а краску не выносит почти никакая. Все это познается только с опытом.

– Где берете дерево для своих работ?

– Первую фигурку сделал из фрагмента стула производства ГДР. Потом стал подбирать подходящие деревяшки. Живу возле Барнаульской Епархии – недавно во время ремонта там спилили клен – оказался очень интересным материалом. Редкие породы древесины мне иногда передают из обрезков с мебельной фабрики.

Фактуру нужно сохранять

– У дерева есть разница в породах, подходах к нему, возможностях обработки?

Несомненно. Кедр хорошо ложится под резец, сосна колкая, твердая, из нее труднее что-то сделать, и она предпочитает прямые формы. Зато у нее очень красивая фактура. Береза – великолепный и универсальный материал – из нее можно делать практически все.

Клен очень податлив и при разной обработке по-разному себя проявляет. Но требует особенного похода – обычная цилиндрическая обработка не выявит его характера, чтобы нащупать рисунок нужно изменять диаметр.

Есть породы деревьев, которые почти не поддаются обработке – их можно только ножовкой пилить, есть крепкие породы, но очень фактурные, к примеру, красное дерево. А вот с чем точно работать неинтересно – с пихтой и тополем. Первая очень вязкая – по сути это строительный материал. Второй не держит форму.

– Предпочтение к той или иной породе дерева зависит от мастера?

– Один находит общий язык с одним видом дерева, другой с другим. Тут очень многое от личного фактора зависит – предпочтений и техники работы. А предпочтения складываются тогда, когда наработан определенный опыт.

– Много времени занимает работа над фигурой из дерева?

– Если отбросить время на раздумья, то работа руками над одной небольшой и несложной фигурой занимает день.

Хотя что-то переделываешь по нескольку раз, или много времени занимает обработка материла – это тоже очень ответственный момент.

– Дерево лечит?

– Считается, что лечит. Мне работа с деревом через мелкую моторику позволила восстановить подвижность руки после

болезни.

– Родные поддерживают ваше увлечение?

– Они его понимают и принимают, хотя я порой мешаю им запахами лаков и морилок. Сейчас хочу сменить квартиру

на дом на земле, чтобы выделить для работы помещение, изолированное от жилой площади.

– Оказывают ли мастерам народного творчества помощь государственные и муниципальные власти?

– В Барнауле действует общественная организация «Город мастеров», которая получает поддержку в реализации работ своих авторов. Но для меня пока работа с деревом все-таки больше способ выразить себя, чем поиск потребителей и заказчиков.

Смотрите также: