Каждое здание требует особого подхода

   
   

Специальность «промышленный альпинист» появилась на рынке труда в конце прошлого века, и с каждым годом потребность в людях этой профессии растет.

Ничего удивительного. Ведь спектр работ, которые могут выполнить «промальпы» (так звучит их самоназвание) чрезвычайно широк. Это монтажные, фасадные и клининговые работы, ремонт дымовых труб, создание антикоррозийной защиты и ликвидация наледи на крышах зданий...

Люди этой  профессии занимаются тем, что, используя веревки и альпинистское снаряжение, выполняют работы, перед которыми бессильны любые строительные технологии. И эти работы производятся на высоте.

Артем Власов возглавляет одну из компаний, занимающихся промышленным альпинизмом. В недавнем прошлом он и сам был промальпом: в течение четырех лет покорял самые высокие здания Алтайского края, делая их красивее.

Удобная экономия: с лавочкой и на веревках

– Промышленный альпинизм – деятельность по проведению ремонтных и строительных работ на высоте. В чем специфика этой деятельности?

   
   

– Промышленный альпинизм приходит на помощь там, где не может развернуться кран, или нет возможности подогнать автовышку. Люди нашей профессии выполняют работы в местах, куда техника «пробраться» не в силах. Это печные трубы работающих предприятий, радио- и телевышки.

Вообще, промальпинизм – сплошная экономия. Значительно уменьшается время проведения работ, так как нет необходимости возводить сложные строительные конструкции типа строительных лесов. За сравнительно короткое время бригада промальпов делает такой объем работ, который сопоставим с работой небольшого автопарка (подъемный кран, автовышка). А это уже не только экономия времени, но и денег.

– Как вы обеспечиваете свою безопасность?

– Каждый альпинист работает на двух веревках, основной и страховочной, которые закреплены на стационарной конструкции здания. Веревки крепятся в разных местах. Помимо этого недопустимо работать в одиночку. На объекте должны находиться минимум двое, чтобы в случае опасности было кому помочь.

Ну, и к бригадиру предъявляются особые требования. Ему нужно знать конструктивные особенности объектов, технологию выполняемых работ. От него требуется отличное знание правил использования альпинистского снаряжения. А вообще, первая заповедь промальпа: не забывай о технике безопасности и проверяй надежность снаряжения.   

Для тех, кому до тридцати

– Существуют ли какие-то критерии при отборе людей в профессию: возраст, пол, физическая подготовка?

– Да, наша работа требует хорошей физической подготовки. А личный опыт подсказывает, что возраст тоже имеет важное значение. После тридцати мало кто продолжает заниматься промальпинизмом. Наша профессия предполагает недюжинное здоровье.

Ну, а что касается женского пола... Наверное, вызову гнев феминисток, но скажу: промышленный альпинизм – не женская профессия. Тяжелый физический труд для здоровых мужиков. И хрупким девушкам тут делать нечего.

– А психическое состояние кандидатов в промальпы ведь тоже важно? Деятельность архиопасная. Как-то проверяют людей перед приемом на работу?

– На собеседовании с претендентами я в первую очередь обращаю внимание на это. Конечно, я не психолог, не психиатр, но откровенный разговор легко выявляет людей неадекватных. И потом, бригада промальпов, как правило, исключительно мужская команда.

Поведение ее членов более прямолинейно, а их эмоции – постоянно на виду друг у друга. И если что кого насторожит, я пытаюсь разобраться. Бывает, с человеком приходится расстаться. Но эти случаи крайне редки.

– Кто чаще всего идет в профессию? Видимо, жаждущие романтики и опасности люди?

– Наверное, я вас разочарую, но в промальпинизм большей частью идут те, кто хочет заработать. Заработать, пока здоровье есть. Вероятно, есть те, кто идет за острыми ощущениями, ждет от нашей работы чего-то фантастического.

Но лично я ничего особенно романтического в труде промальпа не нахожу. Обыкновенная «сидячая» работа. Просто на высоте. Иногда на очень большой высоте.

– Кстати, какова максимальная высота, на которой позволено работать промальпам? И каков ваш личный рекорд?

– На самом деле, важна не высота здания, а расстояние от точки крепления снаряжения до места проведения работ. Чем это расстояние меньше, тем проще работать. А мое достижение – 150 метров. И поставил я этот рекорд, работая на телевизионной башне Барнаула.

Упаси Бог от врожденного чувства страха!

– Архитектура зданий как-то влияет на сложность работы?

– Влияет и значительно. К примеру, отсутствие или малое количество точек, подходящих для крепления снаряжения, наличие козырьков и карнизов на фасаде, кровля с большим углом наклона, – все эти вещи усложняют труд промальпа. 

– Оказывает ли погода влияние на проведение работ?

– Разумеется, есть ряд ограничений. Так, не производятся работы при сильном дожде и ветре, при температуре ниже 25 градусов. Но это общие правила. Бывают чрезвычайные ситуации, когда приходится работать вопреки ограничениям: к примеру, восстанавливать кровлю при сильном холоде, чтобы не заморозить людей... 

– Может ли человек с врожденным чувством страха, но сильным характером, преодолеть страх и стать хорошим промальпом?

– Упаси нас Бог от таких сотрудников!

– Почему?

– У нас люди трудятся. РА-БО-ТА-ЮТ! А кто ищет адреналина и хочет воспитать волю, пусть идет в спортивный альпинизм.

Про полезные трудности и творчество

– В чем главная опасность и главная трудность вашей работы?

– Опасность возникает тогда, когда человек нарушает технику безопасности. В остальных случаях она минимальна. Разумеется, при длительной работе накапливаются мощные физические и психические нагрузки. А трудности чаще возникают не с объектами, а с заказчиками. Заказывали одно, а потом захотелось другого и т. п.

Впрочем, специфические трудности все же бывают. Например, на высоте нежелательно курить. А при работе, допустим, на элеваторе – строго запрещено. В воздухе таких помещений скапливается огромное количество мучной пыли. И хватит маленькой искры, чтобы вспыхнуло пламя.

Отказ от курения на целый день, чем не воспитание характера? А некоторые навсегда избавляются от вредной привычки. Между прочим, случаются и «интересные» трудности. К примеру, недавно мы делали заказ на одном из домов в микрорайоне «Невский». Требовалось расписать фасад цветами.

На нижних этажах работал настоящий художник. А вот чтобы расписать верх, нашим ребятам пришлось брать уроки живописи. Так что в определенном смысле наша работа творческая...

– А главная привлекательность вашей работы в чем?

– Это самый трудный вопрос. Каждый промальп, наверное, ответил бы на него по-своему. Кого-то привлекает возможность заработать, кого-то тянет за «красивыми» ощущениями. Есть и те, кто стремится доказать нечто себе или другим. Я думаю, самое важное – результат. Главное, чтобы работа была качественной, а заказчик – довольным.

К СЛОВУ

В Советском Союзе промышленный альпинизм впервые применили во время Великой Отечественной войны.

Альпинист Михаил Бобров во время блокады Ленинграда в составе группы альпинистов участвовал в маскировке золотых шпилей.

Смотрите также: