О ремеслах и мастерах мы побеседовали с одним из них, членом Общественной палаты Алтайского края, членом Совета по этно-культурному развитию Алтайского края, заместителем председателя творческого союза мастеров Алтайского края «Город мастеров», гончаром Виталием ГЫЧЕВЫМ.
– Виталий, богат наш край народными умельцами?
– Умельцами – в общепринятом смысле слова – конечно. Ремесленников тоже немало, достаточно посмотреть на количество участников уже традиционной выставки-ярмарки. А вот мастеров очень немного. Я говорю о высоком профессионализме, индивидуальном «почерке», авторских, не изготавливаемых по набору эскизов, работах…
Но мастеров в любой профессиональной деятельности очень много не бывает, не правда ли? Что уж говорить о ремеслах, где исконные традиции в прошлом веке были, скажем так, подрастеряны?
Гончарный круг из… пластинки
– Кажется, гончарное дело как вид можно было заносить в ремесленную «Красную книгу», если бы таковая была… Как получилось, что вы увлеклись этим ремеслом?
– В детстве на меня произвел сильное впечатление фильм об одном гончаре, который искал волшебную глину, чтобы сделать волшебный кувшин. Нашел за дачей ручей, накопал глины, а вместо гончарного круга решил приспособить проигрыватель – пластинка-то крутится! Из этой затеи ничего не вышло.
Много позже все-таки решил исполнить то детское желание и очень увлекся. Но вы правы, гончарные традиции в России утеряны, учиться вживую было не у кого. Что-то черпал из книг, в том числе по керамике, но в основном постигал ремесло методом проб и ошибок.
олько в 2003 году узнал о проходившей в Вологде выставке «Гончары России», в оргкомитет которой мной были отправлены фотографии работ, и я был приглашен для участия, где и познакомился с другими гончарами. Но большая редкость – современный гончар, которому посчастливилось учиться у потомственного мастера. Благо, что по нынешним временам за испорченные горшки не садят…
– ???
– Уже после того, как я стал принимать участие в выставках, проводить мастер-классы, ко мне в мастерскую из Славгорода приехала женщина. В военные годы ее мать пыталась организовать гончарную мастерскую, чтобы хоть какую-нибудь домашнюю утварь делать. О технологии слышать не слышала, но как-то что-то вылепила – и в печь, на обжиг.
Все изделия возьми и полопайся, и «мастерице» дали два года за вредительство, дочка ютилась по соседям. Теперь ей захотелось наконец посмотреть на «живого гончара, у которого не все изделия лопаются».
– А сколько лопается?
– Обжиг – не самая коварная штука. А вообще в «гончарке» 30% брака– нормально. Наша работа штучная, ее нельзя делать по эскизу. Вот крынки, кувшины, вазы вроде должны быть одинаковыми, а «близнецов» не бывает. Глина – живой материал, иногда не понимаешь, то ли ты ведешь свою линию, то ли она сама ведет.
Скульптор может отсечь кусок от камня, отойти в сторонку посмотреть, вообще накрыть начатое пленкой и вернуться потом. Гончар такую «созерцательность» если и может себе позволить, то исключительно в процессе декорирования изделия.
«Город мастеров»
– Виталий, вы, как и многие другие народные ремесленники, люди состоявшиеся. Зачем вам краевая творческая общественная организация?
– Если не каждый, то большинство из нас определенно хочет, чтобы дело его жизни не кануло потом в Лету. Все мастера «больны» своим ремеслом и заинтересованы в его сохранении. Ну и потом, каждый творческий человек хочет быть замеченным и, желательно, признанным. А достичь этих целей сообща легче, чем по одиночке, хотя не говорю, что легко. Губернатор выступил инициатором создания «Города мастеров» и поддержал с идеей звания «Народный мастер Алтайского края». Нам выделено помещение в историческом здании на пр.Красноармейском, 14.
Не смотрите, что все такое неказистое, со временем приведем в порядок. Здесь есть выставочный зал, не нужно теперь тратить немалых денег на организацию персональных или коллективных выставок в известных городских залах. Есть возможность приглашать коллег из других регионов – в порядке взаимообмена творческими работами.
Есть возможность проводить мастер-классы, которые и у меня, и у коллег пользуются большой популярностью. Вот в городе есть очень талантливый человек, который делает из дерева удивительные вещи. Они все на заказ, стоят в домах, усадьбах состоятельных людей, и никто их больше не мог видеть. Он пришел к нам, и мы сможем показать его творчество широкому кругу людей. А там, глядишь, со временем и звание ему присвоят: без выставок на него и претендовать не стоит.
Культурный шок для французов и «родных» чиновников
– В Рубцовске с успехом проходит выставка «Города мастеров», а за границей наши народные ремесла как воспринимают? Вы, к примеру, были во Франш-Конте.
– Директор рубцовской галереи, где выставлена наша экспозиция, попросил недели на две продлить работу выставки: народ «валом валит». Во Франции тоже выставка вызвала большой интерес. Работы по бересте Виктора Романова, народного мастера не только края, но и России, по-моему, были для публики культурным шоком. Народный мастер Франции из Парижа, известный ювелирной обработкой дерева, взял у него хлебницу, автограф, просил остаться, поделиться опытом…
Что же до «гончарки», то там она хорошо известна, вопрос в уровне мастерства. Глиняную крынку люди принимали за фарфровую, и не могли поверить, что это ручная работа. Одна дама, хорошо знакомая с гончарным делом, что-то долго и восторженно высказывала, переводчик перевел коротко и со смущением: «В общем, она говорит, что вы гений». На что я сказал: «На Алтае все мастера – гении».
На этой выставке был один примечательный эпизод. У Романова был винный набор из бересты. Одна представительница официальной делегации из крайадминистрации заметила, что видела похожий в кабинете у президента Академии наук. Ну автор скромно признался, что это вообще-то тоже его рук дело. «Надо же, – удивилась женщина, – а я еще думала, где же такие мастера живут!». А Романов 20 лет уже на Алтае живет, и надо было во Францию приехать, чтобы узнать об этом!
Впоследствии у нас сложились очень хорошие отношения и поддержка. На выставке было сказано, что наши мастера – настоящие жемчужины Алтая. Но вот хотелось бы, чтобы «жемчужин» у нас становилось больше.
Смотрите также:
- Путь мастера. Какие проблемы испытывают алтайские ремесленники →
- Поиски себя. Как инженер стал мастером лозоплетения →
- В мужском костюме все должно быть безупречно →