Если вы решили определить, какой темперамент у вашего малыша, понаблюдайте:
1. За общей активностью. Ребёнок может быть: пассивным, инертным, спокойным, инициативным, стремительным, активным (сила реакций).
2. За моторными движениями ребёнка. Это: быстрота, темп, ритм и количество движений ребёнка (быстрота реакций).
3. За эмоциональностью, как проявлением темперамента. Это: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, замкнутость, тревожность ребёнка.
Есть определённое соотношение между темпераментом ребёнка и показателями психических реакций ребёнка - быстротой и силой?
Темперамент: Сила реакции - Быстрота реакции
Холерик: Быстрая - Чрезмерная
Сангвиник: Быстрая - Умеренная
Флегматик: Медленная - Сильная
Меланхолик: Медленная - Слабая
Четыре темперамента символизируют четыре элемента:
Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный
Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый
Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый
Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный
Сангвинический и холерический темпераменты характеризуются лёгкой возбудимостью и быстрой сменой интереса: интересы слабы у первого и сильны у второго. Флегматичный и меланхолический темпераменты, напротив, отличаются стойкой, но низкой возбудимостью интереса: у флегматиков интересы слабы, а у меланхоликов сильны.
Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Однако нужно помнить, что "чистые" темпераменты встречаются редко. Чаще всего в ребёнке сочетаются черты разных типа и можно говорить только о преобладании каких-либо черт. Зачастую, не зная особенностей темперамента, мы, родители, беспокоимся - а нет ли в поведении нашего ребёнка каких-либо нарушений? Давайте познакомимся с признаками, характерными для детей различных темпераментов.
Непоседы и шустрики (сангвиник)
Стыдно признавать, но наш маленький сын вносит в нашу жизнь сплошное беспокойство. Вот сегодня: вся семья сидит и пьёт чай, а он соскакивает со стульчика, бежит к телевизору и зовёт всех: но уже через пять минут телевизор надоел, малыш несёт книгу, чтобы ему почитали. Через десять минут просится на улицу гулять. Только пришли с улицы, а он уже коробку с игрушками тащит, просит, чтоб с ним брат строил крепость. Как будто специально нам всем покоя не даёт. Ребёнок весёлый, жизнерадостный, а мы все вокруг раздражённые и измученные.
Непоседы и шустрики - это маленькие сангвиники. Такой ребёнок вёрток и подвижен. Он очень любит бегать, ползать, прыгать. Игры и повседневная жизнь нашего непоседы должны быть подвижными, тогда он весел, ему интересно.
Ребёнок - сангвиник жизнерадостен, ловок и общителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. При этом у ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Ребёнка может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у нашего маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и быстро находит для себя интересное занятие. Однако важно научить ребёнка не только находить занятие, но и работать, не бросая дело, быть сосредоточенным и дисциплинированным. Такой малыш приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Непоседа - не только шустр в игре и на прогулке, он быстро и легко знакомится с детьми, привыкает к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Для сангвиника характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается постоянством в своих привязанностях.
Советы для мамы и папы непоседливого малыша:
• 1. Если ребёнок живой, общительный, энергичный сангвиник, будем опираться на эти характерные для него качества и попытаемся помочь ему самоутвердиться среди сверстников. Ему нужно выбрать свой стиль и темп деятельности.
• 2. Не забывайте, "непостоянство" - не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети - сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Переключите его на другое дело.
• 3. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы! Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: "Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать"
• 4. Не ругайте ребёнка за несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его: "Как ты аккуратно провёл тонкие линии кисточкой", "Давай-ка, мы тобой вместе сложим кубики в коробку, пусть спокойно спят", "Поиграл, машинам пора в гараж, а нам гулять".
• 5. Наша снисходительность к мелким, на первый взгляд нарушениям правил порядка - разбросал карандаши, не сложил игрушки, бросил куртку - и отсутствие контроля способствует разрушению полезных привычек у малыша-сангвиника. Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.
• 6. Приучайте ребёнка выполнять одно дело за другим, по очереди. Чтобы малыш не забыл последовательность, придумайте игру: "Что за чем ты будешь надевать: сначала колготки, потом брючки?.." Если ребёнок будет без конца менять свои занятия, привычка за всё браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.
• 7. Помните, что ваш ребёнок: энергичен и работоспособен, умеет быстро сосредотачиваться, будет последовательно с интересом и умением выполнять одно дело за другим, научится замечать свои ошибки и без напоминания исправлять их. Но сначала всему этому его нужно научить
Домашнее задание для родителей:
1. Не требуйте от ребёнка спокойного и долгого сидения на месте. Предложите чередовать спокойные игры и занятия с бегом, катанием на велосипеде, лазанием и прыжками, бросанием и ловлей мячей. Будет весело и интересно вам обоим.
2. Научите ребёнка сосредотачиваться и доводить дело до конца: если устал, отдохни, но не начинай новое дело или игру.
3. Высокая пластичность нервной системы сангвиника приводит к тому, что у ребёнка может резко измениться настроение. Приучите малыша понимать и называть свои чувства, используя игры: "Как ты себя сегодня чувствуешь", "Рисуем портреты", "Рисуем настроение".
4. Общительность детей непосед располагает к ним окружающих, но иногда за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера: прилипчивость, навязчивость. Порой умение легко войти в новую обстановку, в новую деятельность, отрицательно сказывается на ребёнке, он: меняет игрушку за игрушкой, общается со многими детьми, но не имеет ни одного друга, за всё берётся, но редко доводит начатое до конца.
5. Важно воспитывать у малыша устойчивые привязанности и интересы! С малых лет учите ребёнка внимательно относиться к ровесникам, радоваться появлению знакомого ребёнка, играть с ним, разговаривать, дружить. Новые знакомства сангвиника не должны вытеснять его прежние привязанности.
6. Учите ребёнка-непоседу удерживать внимание. Для этого нужно вместе с малышом: сочинять забавные истории, читать детские книжки и сказки, смотреть диафильмы или мультики, собирать конструктор по схемам, играть в домашний театр, рисовать.
7. Вы уже привыкли к тому, что ваш непоседливый и шустрый малыш всё время куда-то спешит, мешает играть другим детям, спорит, отнимает, торопится, командует… Помогите ребёнку научиться давать выход своей энергии, играя со сверстниками, жить дружно, весело , но при этом выполняя простые правила игры.
Пчёлки - Предложите ребенку превратиться в пчелу и, расправив крылышки, полететь за медом. По сигналу - хлопок в ладоши или удар бубна, погремушки - пчелки садятся на цветы, чтобы собирать нектар. По сигналу - два хлопка - пчелки несут нектар в улей и, ложась на спинку, дрыгают руками и согнутыми в коленях ногами. Это пчелиная зарядка.
Вороны - Станьте вместе с малышом и его друзьями на минутку птицами - воронами. Предложите, имитируя полет птиц, улететь на крышу, там отдохнуть. Скажите детям, чтобы внимательно следили за тем, что делает ворона, и повторяли за ней. Медленно проговаривайте слова:
Ворона на крыши сидит,
Вниз на улицу глядит,
Острым клювом чистит пёрышки....
Сир-ла-ла-ла, сир-ла-ла!
Затем скороговоркой и неожиданно произнесите: Какая ворона раньше взлетит? Затем: Какая ворона раньше встанет? Сядет? Долетит до игрушек?
Тени - Мама или кто-то из ребят - ведущий. Ведущий ходит, меняя направление, делает разные движения туловищем, неожиданно приседает, размахивает руками, ногами, наклоняется в стороны, подпрыгивает, кивает головой... 3а ведущим "тенью" идут малыши, стараясь точно, быстро и четко повторить его движения.
Задиры и драчуны (холерик)
Наш ребёнок ни секунды не сидит на месте, он не просто всё время бегает и прыгает, он ещё и говорит непрерывно: что-то просит, о чём- то рассказывает, хохочет или плачет навзрыд, кричит. Поход в поликлинику превращается в приключение - залезет в манеж для малышей, все игрушки перетрогает, заберётся на подоконник, со всеми поговорит. Другие дети сидят тихо, ждут очереди, а на нас все смотрят, что за ребёнок? Покоя в доме нет, хоть привязывай, чтобы не убежал или остановился на минутку. А что в школе будет? Просто ужас! У меня от этого ребёнка всё мелькает в глазах. Покой в доме наступает только тогда, когда Игорёк спит или уходит в детский сад. А в саду тоже жалуются, ваш ребёнок - как стихия, ни секунды без движения, всех детей тормошит...
Ребёнок - холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, он заражается своими желаниями, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов. Малыш любит риск, отчаянные истории и приключения. Поступки ребёнка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.
Такой ребёнок :
• Спит мало, просыпается рано и встаёт быстро,
• В еде неразборчив, ест быстро, с аппетитом, но любит и перехватить на ходу, не дожидаясь обеда или ужина,
• Импульсивен,
• Излишне самостоятелен,
• Часто конфликтует со сверстниками,
• Чрезмерно вспыльчив и агрессивен,
• Подвержен вспышкам гнева, он драчун и крикун,
• Решение принимает сам, не прислушиваясь к мнению других,
• Любит играть в быстрые, стремительные игры.
Эти особенности поведения только отображают работу нервной системы ребёнка с холерическим темпераментом. Многое в поведении такого малыша зависит от его воли, он многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Следует заметить, что после неудачи в игре или в общении с детьми, наш задира может затихнуть и стать на короткий срок "золотым ребёнком". Самое подходящее время, чтобы объяснить ребёнку последствия его поступков. Именно объяснить, а не ругать или наказывать.
Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.
Советы для мамы и папы непоседы:
Дети сангвиники и холерики отличаются повышенной потребностью в активных движениях. Не ограничивайте ребёнка, а регулируйте интенсивность движений, направляйте характер активности. Важно учить детей движениям, требующим сосредоточенности, точности, сдержанности.
Игры, полезные холерикам:
• Метание в цель,
• Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
• Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
• Перебрасывание и катание мяча друг другу,
• Лазание по канату, шведской стенке,
• Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.
Как эффективно и без занудства помочь ребёнку?
• Не пытайтесь сделать ребёнка тихим, как соседская девочка, которая спокойно, подолгу сидит на одном месте.
• Не пытайтесь любой ценой препятствовать детской активности, сдерживать подвижность ребёнка. Воспитывая сына или дочь, не нужно ориентироваться на другого малыша, тихого или шустрого, бойкого или задиристого. Ваш ребёнок неповторим, он не такой, как другие дети, и в этом его прелесть.
• Активность- это природа холерика, а переделать заложенное природой невозможно. У других детей может быть совсем другой темперамент, и потому другая потребность в движениях. Не запрещайте ребёнку быть активным.
• Не упрекайте его за непоседливость и не уговаривайте постоять или посидеть тихо.
• Не надо водить его за руку и читать нотации! Организуйте жизнь ребёнка так, чтобы его активность находила разумный выход, полезное применения.
• Поддержите полезное увлечение малыша, используя его любимые подвижные и спортивные игры.
• Малыш-холерик легко возбуждается и его трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. "Сильные меры"- окрики, угрозы, шлепки, дёргания за руку - недопустимы вообще, а к маленькому холерику тем более. Они только усилят напряжение и возбуждение ребёнка.
• Холерики легко возбудимы. Как это не покажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Ограничьте все, что возбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну.
• С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без крика и уговоров.
• У детей-холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
• Легко возбудимым детям очень полезны все виды занятий на развитие: сообразительности; сосредоточенности; собранности.
• Используйте спокойные настольные игры - лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости. Усидчивость - очень нужна будущему школьнику, от этого качества зависит успешность обучения.
• Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова; считаться с желаниями друзей; уступать; не лезть вперед; ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя: подсказку напоминание, одобрение, замечание.
Домашнее задание для родителей:
• Играйте с ребенком в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана ребенку природой, должна быть использована. Предложите малышу спортивные упражнения – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, рок-н-ролл, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках - это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство.
• Выезжайте с ним на природу, ходите в лес, на речку, на озеро, играйте в парке. Такому ребенку тесно в маленьком уголке, в одной комнате, с ним нужно много гулять, двигаться.
• Научите сына или дочь проигрывать в играх или соревнованиях. Подумайте вместе о причине проигрыша и объясните: прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.
• Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда воля и терпение, правильное решение помогают герою победить. Ребенок невольно запомнит, что терпение и настойчивость творят чудеса - это небольшие, но все-таки уроки для маленького холерика.
• Покажите, как можно договариваться со сверстниками, не просто принимать самостоятельное решение, но и выслушивать других детей.
• Предлагайте игры на расслабление, если ребенок устал, переиграл, раскапризничался:
Облака - Лечь на ковер, закрыть глаза, раскинуть руки и ноги, превратиться в облачко.
Дети могут танцевать,
Прыгать, бегать, в мяч играть,
А у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно,
Расслабление приятно!
Все ребята - облака!
Кораблики - Лежа или сидя на ковре, дети превращаются в кораблики, тихо плывущие по океану
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он летит себе в волнах,
На раздутых парусах...
Олени - Поднять руки над головой, скрестить их и широко растопырить пальцы - это роскошные оленьи рога!
Олени бегут по тундре, разыскивая корм:
Наши руки так стараются,
В рога оленьи превращаются,
Рвется ветер нам навстречу,
Посмотрите - мы олени!
Но долго держать руки так трудно и неудобно. Сядьте, уроните руки но колени, расслабьте их:
Олени бежали, олени устали,
Присели и сели. Дети больше не олени,
Ручки больше не рога.
А теперь немного лени,
Руки тихо на колени...
Девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Копуши (флегматик)
Как можно спокойно реагировать на этого полусонного мямлю? Он ничего не успевает, и мы везде опаздываем. Ни единого разу не довел дело, которое начал, до конца! Он так тяжело соображает, словно ворочает камни... Я перепробовала все: и просила, и наказывала, даже к врачу водила, но сказали - такой темперамент. Что значит темперамент?! А как он будет жить, учиться?
Копушами и мямлями взрослые всегда недовольны. Их постоянно торопят, подгоняют, а нередко и запугивают: "Вот пойдешь в школу, будут у тебя одни двойки". " В школе над тобой будут смеяться - полчаса куртку застегиваешь!"; "Поторопись, в школе никто тебя дожидаться не будет, все уйдут"; "Когда ты, наконец, шнурки завяжешь. Или в армию бабушку возьмешь, чтобы помогала?"
Ребенок-флегматик - медлительный молчун и копуша, он полненький и спокойный. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Даже во время ссор и неприятностей ребенок остается спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и долго привыкает к новой обстановке. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как и речь - разговаривает он медленно, с паузами. Но при этом малыш знает много стихов и песен, новое не любит, но с удовольствием вспоминает все уже известное. Новые стихи, или правила, ребенок-флегматик схватывает медленно и неторопливо, зато запоминает надолго и редко ошибается. Он мало двигается, мало фантазирует, играет спокойно и не шумно, любит всего несколько игрушек.
Маленький флегматик во всем любит порядок и добротность:
• тщательно складывает одежду и игрушки;
• пьет только из своей чашки;
• ест своей ложкой;
• в детском саду играет своей игрушкой;
• не разрешает никому трогать свой горшок.
Если что-то не так, малыш может добиваться своего, отстаивать свои права, проявляя почти холерическую энергию. Если занятие заинтересовало ребенка - он проявляет энергичность и работоспособность, терпеливость, выдержку и самообладание. Ребенок любит поспать, засыпает легко, встает поздно. Ест малыш много, у него отменный аппетит, но в еде он неразборчив. Никогда не торопится, играет спокойно, один, терпеть не может игры, где нужно проявлять быстроту и сноровку.
Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к детскому саду и к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с детьми. Другим детям флегматик скучен, они не приглашают его поиграть в подвижные, активные игры. Но они любят приглашать его на ролевые игры: дочки-матери, зоопарк, магазин, больница, аптека, почта. Флегматичный ребенок затрудняется самостоятельно выбрать себе роль и спокойно отдает право выбора другим детям. В такой игре флегматик надежный партнер, послушный и пунктуальный. Чаще всего ему достаются второстепенные роли.
Темперамент флегматика характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети-флегматики трудно сходятся с людьми, с трудом проявляют свои чувства. Но в дидактических играх, например конструировании, особенно заметными становятся значимые для успеха качества флегматиков: уравновешенность, терпимость, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность, способность к длительному сосредоточению.
Как эффективно и без занудства помочь маленькому флегматику?
Две наиболее распространенные ошибки:
• Забывание того, что ребенок - флегматик и проявление недовольства нерасторопностью и неловкостью малыша. Угрозы, упреки, окрики, поторапливаете еще ни одного флегматика не превратили в шустрого и быстрого ребенка. Наоборот, такой сильный раздражитель, как крик - затормаживает ребенка и вместо того чтобы поторопиться, ребенок замирает.
Быстрый темп требует от ребенка-флегматика большого напряжения, "запасы" такого напряжения невелики и малыш быстро расходует энергию.
• Стремление отстранить ребенка от всего, что требует усилий или быстрого выполнения. Ребенок не станет подвижным, он станет хитрить и избегать всего, что называется словом "быстро", или превратится в неуверенного в своих силах человека.
Важно:
• набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами;
• призвать на помощь песочные часы, будильник - ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания;
• развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп не торопясь;
• хвалить даже за незначительное проявление расторопности и быстроты.
Советы родителям маленького флегматика:
• Главное правило: не спешить, не торопить, не подгонять ребенка. Не пытайтесь сделать ребенка удобным для себя. Иначе его неторопливость может перерасти в равнодушие и безразличие.
• Настойчиво будите ребенка утром, не давайте пересыпать днем, а вот вечером его лучше укладывать спать около девяти часов.
• Учите малыша есть красиво и не засиживаться за столом. Следите, чтобы он не ел все без разбору, не давайте много сладкого.
• Закаляйте ребенка. Свежий воздух и движения, плавание и зарядка - вот друзья всех детей.
• Развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь: музыкой; вышиванием; лепкой и рисованием. Играйте вместе с ребенком, приглашайте в дом сверстников, чтобы дети играли вместе.
• Не предоставляйте ребенка самому себе, заинтересовывайте его, тормошите.
• Учите соревноваться. Используйте упражнения со сменой скорости движений: чередовать ходьбу - бег медленную ходьбу; бегать" пальчиками по столу наперегонки с вами; строить башню из кубиков, без пауз, помогая себе счетом: "Раз, два, три...", ускоряя или замедляя счет; отстукивать ритм по столу или по барабану; прыгать через скакалку, меняя темп: быстро - медленно - быстро хлопать в ладоши со сменой темпа; рисовать палочки и точки, считая до трех. Можно использовать тетрадь в клеточку
• Чтобы преодолеть вялость и инертность, вовлекайте флегматика в занятия гимнастикой, подвижными играми, зовите в походы. В таких случаях от темпа работы ребенка будет зависеть успех общего дела.
• Ненавязчиво объясните, что, если он будет слишком медлительным, то подведет товарищей.
Домашнее задание для родителей:
Чтобы помочь ребенку-флегматику приспособиться к жизни, полезно ходить с ним в гости, давать неожиданные поручения, например, заговорить с другими детьми или взрослыми: отнести соседям ключ, позвонить по телефону, сделать в магазине покупки, в вашем присутствии, разумеется. Если ребенок приступил к делу, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. Заранее предупредите, когда будет пора заканчивать, но никогда не прерывайте его резко. Хорошо бы вашему флегматичному малышу подружиться с подвижным ребенком. Не переживайте, если энергичный друг возьмет всю инициативу на себя.
Вы тоже получите дивиденды - ваш ребенок под руководством друга из тихони-флегматика превратится в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого исполнителя, а для детей - в интересного напарника в играх, любимого товарища.
Раньше моего неповоротливого, медлительного, немного полноватого Арсения нельзя было выгнать побегать во двор с мальчишками. Но потом у сына появился новый шустрый друг, самый главный дворовый футболист, теперь они вместе в футбол играют. Мой сын стоит на воротах и гордо рассказывает вечерами, что без хорошего вратаря игры нет. Так его друг сказал!
Медлительному ребенку надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность --в бедность и слабость движений и эмоций . Не избегайте : ситуаций, требующих от малыша находчивости, расторопности, быстроты реакции, и хвалите ребенка за их проявление. Поиграйте с ребенком и его друзьями. Отдайте медлительному ребенку главную роль в игре.
У медведя во бору - Медведь сидит с закрытыми глазами. Дети бегают вокруг него и поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь просыпается и старается догнать и дотронуться до кого-нибудь из детей. Дети от медведя убегают.
Жмурки - Старинная народная игра. Вашему ребенку завязывают глаза, остальные дети бегают и подают сигналы о себе:
"траля-ля", "ку-ку", "догони", "а я тут!", "ну-ка, поймай!"
Поймав кого-то из ребят, водящий угадывает, кто это.
Правило: Играя с детьми, проследите, чтобы медлительный малыш долго не водил. Если заметите, что ребенок устал, - дайте ему поймать вас.
Иголка и нитка - Играть можно пот музыку. Выберите водящего (эта роль очень подходит тля нашего маленького медлительного ребенка) - он иголка. Начинает играть музыка, и "иголка" начинает бегать под музыку и шить. Остальные дети исполняют роль нитки: бегут за иголкой и друг за другом. Когда ребенок становится водящим или ведет за собой группу детей, у него вырабатываются организаторские способности, умение общаться с ровесниками.
Тихони (меланхолик)
Наш Сережка не просто тихоня. Он такой слабый, тихий, замедленный, что иногда кажется спит наяву. А еще он робкий, медлительный и все время молчит, каждое слово у него на вес золота. К детскому саду долго привыкал, все просился домой к папе. Дети обижают его, отнимают игрушки, он очень огорчается. Хорошего настроения у него почти не бывает, все грустит, а то и плачет. Признался бабушке, что снега и сосулек наелся специально, чтобы заболеть и остаться дома. Воспитательница в детском саду только жалуется: "Вечно он самый последний' То корми его, то одевай, иначе так день и просидит". Мне, как бабушке, и больно, и обидно наблюдать за играми детей. Вижу, что моя внучка часто стоит в стороне, робеет, не решается даже со мной подойти к песочнице, где играют дети, ковыряет тихо совочком в стороне. Почему она без конца стесняется, пугается детей и взрослых?
Причиной медлительности ребенка может быть не только меланхолический темперамент, но еще и условия воспитания и роста. Например, малыш воспитывается пожилой бабушкой: у нее размеренные движения, медленная походка, неторопливая и негромкая речь. Она не терпит шума, бега, быстрых движений, сдерживает ребенка, чтобы без толку не крутился вокруг, лучше посидеть да почитать. Такому малышу трудно привыкнуть к подвижному детскому обществу, он станет сторониться детей, ощущая свою неловкость и неуклюжесть. Понаблюдайте за детьми, когда они играют.
Вы без труда выделите тех, у кого медленный тип реакции, - меланхоликов и флегматиков.
Они с трудом вступают в контакт с детьми. Над их нерасторопностью, неуклюжестью порой даже насмехаются. Эти дети не будут бойко отвечать на ваши вопросы, с охотой читать стихотворение или петь песню. Не будут участвовать в шумных и активных играх. Им легче выполнять то, что уже известно, апробировано, нежели нечто новое.
Мы не зря назвали маленького меланхолика тихоней. Он не только тихий, но еще и добрый, мягкий, открытый, доверчивый. Таким малыш бывает хорошо только с теми, кого они любят и с кем чувствуют себя уютно и надежно. У ребенка-меланхолика обязательно должен быть в семье человек - мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат, которому бы он доверил полностью. Даже собака может сыграть эту роль. И не только доверие нужно ребенке; но ещё и тепло и внимание. Это и отдушина, и спасение для малыша.
Такой малыш требует много терпения, внимания и заботы.
К чужим людям ребенок-тихоня относится настороженно, может испугаться незнакомого взрослого или сверстника, не захотеть с ними разговаривать или играть. Но если ребенок преодолеет себя и включится в детскую игру, он вполне способен почувствовать радость и удовольствие.
Ребенок-меланхолик любит тихие игры, поэтому лучше избегать игр-соревнований, игр на скорость, ловкость, быстроту Лучше заниматься с ним:
• рисованием, лепкой, конструированием,
• мягкими, не состязательными играми
Ребенок-меланхолик долго, медленно засыпает, в кроватке любит тихо полежать, помечтать, пофантазировать. Очень любит тепло. Утром он плохо просыпается, долго не может подняться, настроение у него плохое. Когда ребенок не играет, он грустен и задумчив, любит уединяться, чтобы поразмышлять.
Зачастую малыш слишком рассудителен, а медлительность и грусть придают ему свойства "маленького взрослого". Ребенок-тихоня слишком быстро устает, ему нужно часто отдыхать, иногда кажется, что малыш заболел, что в его поведении много непонятного, но такое поведение свидетельствует о богатстве его внутреннего мира. Грубое обращение неприемлемо для ребенка-меланхолика. Если малыш расстроится, он будет плакать горько и очень долго, а потом еще долго будет вспоминать обиду.
Если ваш ребенок меланхолик, для него характерны низкая активность и сдержанность, неяркое проявление чувств и тихая речь. Ребенку свойственны: эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Малыша пугают новая обстановка и незнакомые люди.
Успех в воспитании детей-меланхоликов предполагает опору на их ценные качества: чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию. Поэтому детям-меланхоликам легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности, музыкальной или изобразительной. Желательно в малочисленных группах детей, в спокойных играх, занятиях с доброжелательными сверстниками и взрослыми Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ими ошибкам и высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает высокую продуктивность и качество работы, хорошую обучаемость.
Советы родителям маленького меланхолика:
• Прежде всего, не подшучивайте над ребенком. Вместо: "Что ты всего боишься?" или "Почему ты из своего уголка целый день не вылезаешь, улитка?" скажите что-нибудь подбадривающее: "Вот какой молодец, какой ты длинный стишок выучил" или "Если бы ты мне не помог, я бы не успел сделать шляпу тебе на утренник"
• Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это может закрепить неуверенность в своих силах. Уверенность приходит к малышу, когда он достиг успеха: получил то, чего давно хотелось (новую игрушку, или съездил с папой на рыбалку); сыграл роль в детсадовском утреннике; "сам вошел в темную комнату.
• Подскажите ребенку, как он может проявить свою заботу и внимание о других членах семьи: нарисовать поздравление для сестренки к 8 Марта; украсить аппликацией мамину коробочку для ниток; погладить салфетки, чтобы помочь бабушке; заточить карандаши, которыми рисует брат.
• Не скупитесь на похвалу: "Ты помог, ты старался, спасибо", "Ты подрос, заботишься о нас - это так приятно".
• У меланхолика необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Помогайте ребенку одерживать маленькие победы над своей застенчивостью: заговорить первым с другим ребенком, сделать покупку в магазине, спросить у незнакомого человека, как пройти, или найти нужный вам дом. Предоставьте ребенку самостоятельность, не спешите все решать и делать за него.
• Учите ребенка рассказывать о своих чувствах после чтения сказки или просмотра мультика. Когда было грустно, а когда радостно?
• Помогите ребенку найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
• Ребенку необходимо детское общество для того, чтобы: научиться играть рядом, а потом вместе; научиться спокойно обсуждать, как поделить игрушки, роли, какую выбрать игру; принимать участие в детских праздниках; не бояться общения со сверстниками.
• Ребенок со слабой нервной системой требует бережного отношения: нельзя проявлять чрезмерную строгость, повышать голос, требовать, наказывать - это может вызвать слезы, замкнутость, переживания.
• Говорить с малышом следует мягко, но уверенно, чаще хвалить и не скупиться на ласку.
• Вместе с ребенком осваивайте активные виды спорта. Начинайте с трехколесного велосипеда или мяча и скакалки.
Домашнее задание для родителей:
Главное правило: щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький - сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей! Постепенно приучайте ребенка активно действовать с новой игрушкой; спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова.
Круг знакомств с детьми нужно расширять не спеша. Начните с одного спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, научится играть вдвоем - пригласите для игры других детей. Малыш со слабым типом нервной системы с огромным трудом привыкает к детскому саду, ему трудно оторваться от мамы, он долго плачет, медленно привыкает к детсадовскому режиму с трудом входит в детский коллектив, отказывается играть и разговаривать с детьми. Нужно приучать ребенка к детскому саду постепенно, первое время оставляя его без мамы на короткое время. Поговорите с воспитателем о своем ребенке, попросите проявить внимание, чуткость, чтобы ребенок почувствовал доверие и быстрее смог адаптироваться в новых условиях.
Советы психолога:
Мой ребенок слишком застенчив. Семену уже 5 лет, а он всегда напряжен, неуклюж. Лицо у мальчика маловыразительно, а голос тусклый. Я решила его раскрепостить и записала в спортивную секцию. Поможет это или нет? - Нет никаких сомнений в том, что этот ребенок меланхолик. Жесткая дисциплина и дух соревновательности не сразу сделают Семена раскрепощенным. Сначала нужно помочь ребенку раскрепоститься с помощью игр.
Играем в театр - Изобразите мимикой радость, печаль, злость, удивление, испуг, гнев и попросите ребенка назвать то, что он увидел, или выразить свои эмоции.
Узнай животное- Нужно изобразить походку и повадки животных так, чтобы удалось угадать, кто это: тигр, лиса, заяц, медведь, волк, лев, крокодил, кошка, жираф, обезьянка, слон, верблюд, щенок, олень.
В гостях у сказки- Подберите небольшие отрывки из знакомых ребенку сказок: "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Репка", "Бременские музыканты", "Золушка" и разыграйте по ролям самые интересные моменты, например: волк собрался съесть Красную Шапочку. Учите ребенка словами, мимикой и жестами передавать описанные события.
Театр кукол - Учите ребенка выразительно говорить за кукол. Можно использовать специальные куклы или обычные мягкие игрушки. Придумайте интересный и смешной сюжет вместе с ребенком. Учите малыша рассказывать стишки: быстро, медленно, очень громко, тихо, шепотом.
Какой темперамент у нашего малыша?
Этот простой тест займет всего несколько минут вашего времени.
Итак, проведите горизонтальную ось А посередине страницы.
В центре оси А отметьте нулевую точку, у правого конца оси напишите ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, а у левого - ЗАМКНУТОСТЬ.
У правого конца оси - дети очень открытые и общительные, а у левого - замкнутые, закрытые. Ноль - это норма.
Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок.
Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось В.
У верхнего края напишите НЕВРОТИЗМ, а у нижнего - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ.
В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой В - дети повышенном нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать.
Найдите на оси В точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях А и В до их пересечения.
• Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.
• Попадание в правый верхний сектор - холерический темперамент.
• Попадание в нижний левый сектор - флегматический темперамент.
• Попадание в правый нижний сектор - сангвинический темперамент.
Примечание:
• оценивайте малыша не по его поведению сегодня или вчера, а по тому, как он ведет себя, начиная с рождения;
• тест только схематично и приблизительно определит тип темперамента вашего ребенка;
• учтите: "чистые" темпераменты встречаются редко.
В жизни разные типы темпераментов комбинируются.
Вы познакомились с описанием разных типов темпераментов, провели тест на определение темперамента вашего малыша, теперь вы глубже разбираетесь в природных качествах личности вашего ребенка. Теперь вы знаете, что многое в поведении вашего ребенка можно объяснить его природным темпераментом. И не только знаете, но и можете понять, почему ребенок так себя ведет, и простить, зная, что это его природа
Смотрите также:
- Шум детский и смех создают семью!«Чтобы из ребенка что-то получилось, нужна огромная работа души…» →
- Плохие привычки – недоработки родителей →
- Типы поведения и характер ребенка →