В мужском костюме все должно быть безупречно

   
   

Доля мужчин не легка – дерево посади, дом построй, сына вырасти. А еще настоящему мужчине, для полноценной самореализации, нужно иметь в гардеробе хотя бы один классический костюм. Вот только подобрать его с умом способны далеко не все мужчины, а носить, так, чтобы это было красиво, умеют вообще единицы. Валерий Иконников занимается швейным искусством более 40 лет и мужские костюмы – важнейшее направление его работы.

Его, как мастера верхней мужской одежды, знают далеко за пределами Алтайского края – заказы поступают со всей Сибири, Дальнего Востока, Москвы, и даже Германии. В советское время за вклад в развитие швейных традиций он был награжден Орденом «Знак почета». О том, что такое современный мужской костюм и как его воспринимают в Алтайском крае, он рассказал нашей газете.

За методом на Украину

– Валерий Николаевич, почему вам захотелось стать мастером мужской одежды, а не, скажем, космонавтом или строителем?

– Я всегда любил шить. Готовых вещей в 60-х годах было мало, а на меня тем более – я всегда был худенький, невысокого роста. И вся готовая одежда мне не нравилась – поэтому я сам все себе подгонял, перешивал как надо. Мать посмотрела и говорит: раз ты так любишь шить, иди и учись на портного.

Поэтому когда в 1967 году я закончил школу, сразу пошел учиться швейному делу. Выучился, начал шить те вещи, которые мне хотелось. Потом отслужил в армии, вернулся в швейное производство и вскоре меня, как трудолюбивого и увлеченного паренька, отправили учиться на закройщика.

Шесть лет я работал закройщиком, нравилось, получалось, и в 1977 году меня направили на трехмесячные курсы повышения квалификации в Ростов-на-Дону. Когда я вернулся с них – меня взяли конструктором мужской верхней одежды в экспериментальную лабораторию производственного объединения «Алтайкрайшвейбыт» – будущий краевой Дом моделей.

   
   

Через год после этого, осенью, случилось очень значимое для меня событие – меня направили в командировку в Киев, где конструктор-модельер Михаил Львович Воронин преподавал теорию беспримерочного метода в швейном производстве. Для нас это было удивительно – мы и с двумя примерками иногда не могли хорошо подогнать одежду по фигуре, а тут предлагалось вообще обходиться без примерок – снял мерки и сразу шей готовый костюм.

Ладно, чудеса чудесами – приобрели два макета примерочного жилета, вернулись в Барнаул, а у нас по новому методу ничего не выходит. Захотелось разобраться. Снова напросился в командировку в Киев к этому автору. Приезжаю, а он укатил в Николаев читать семинар. Бросился на поезд вслед за ним, попал на презентацию и, наконец, во всем окончательно разобрался.

Система оказалась удивительно проста – на человека надевается примерочный жилет, по нему проводится примерка, снимаются показания, которые записываются в специальную карточку, а по ним можно сразу делать макет. И клиенту больше не нужно приходить на примерку – он получает готовый костюм.

Сидит, как влитой!

– Были трудности с внедрением метода?

- Поначалу на внедрение этого метода в Барнауле начальство, особенно московское, смотрело со скепсисом – мол, что там, в Сибири, и шить то не умеют, не то, что ультрамодными методами пользоваться. Однако мы доказали, что это не так – практики закройщика и конструктора мне хватило, чтобы создать бригаду из 8 человек работающих по этому методу. До того все бригады состояли из 9 человек.

И мы показали более высокую производительность труда, чем обычные бригады. Стали хорошо зарабатывать – как водители-дальнобойщики или шахтеры, даже известность пришла. Бывали смешные случаи. К примеру, заказчик говорит: я же рядом всегда, может, сделаете примерку? Отвечаю: нет, это не нужно.

А он кругами ходит: ну, прибрось на меня, трудно что ли? А для меня принципиально было работать по методу и без примерок. В итоге отдаем заказчику готовый костюм, он надевает – сидит как влитой! Карточка замеров каждого клиента сохраняется – потом по ней можно сшить другой костюм даже без участия заказчика.

Однажды мне так заказ из Владивостока сделали – оплатили, я сшил, отправил туда – получилось идеально. Или из Красноярска мастер, который в 80-х годах был на моем семинаре, снял мерки с клиента, по которым мы потом сшили костюм. К сожалению, в России этот метод освоил только я и мастер Слава и Ставрополя.

Я ездил, распространял опыт, читал семинары. На каком-то этапе мне даже запретили ездить рассказывать о методе другим – партийное начальство хотело, чтобы метод только в крае остался. Но я все равно в выходные тайком ездил, рассказывал всем, кому было интересно. Сидит обычно аудитория закройщиков – любого желающего беру из зала, снимаю мерки, объясняю, что и как, потом вырезаю ткань. Пока мастер прошивает – читаю теорию, в конце семинара одеваем человека в готовое изделие.

Долгий труд и терпение

– Другие регионы вами не интересовались?

- Звали меня работать в Москву, но я не планировал покидать Алтай, здесь я вырос, здесь мои друзья. Да и тогда мы были воспитаны совершенно по-другому – уезжать куда-то в неизвестность, работать среди незнакомых мне людей было страшновато. Мы все жили по принципу: лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе.

– Почему кроме вас никто больше не практикует беспримерочный метод шитья?

- Швейное искусство таково, что это великий труд и терпение. Вначале, лет так двадцать ты работаешь на имя, и только потом имя начинает работать на тебя. Но и после этого ты все время держишь руку на пульсе, потому что нельзя свое заработанное имя запятнать. В швейном деле главное трудиться, трудиться... Поэтому искусство шитья постепенно уходит.

– Но ведь в Барнауле полно швейных ателье?

– Это не ателье, это мастерские – ушить, зашить, подшить... Настоящее ателье – это зал для работы с клиентом, отдельное помещение для швейного персонала, это стиль. А когда на одном пяточке и меряют, и шьют и чай пьют – это не ателье. Иногда становится обидно за профессию...

Индивидуальный пошив – это искусство

– Много ли в крае мужчин, которые следят за мужской модой? - Существует эстетика одежды. Нельзя быть почти модным и несколько стильным мужчиной. Вы либо являетесь им, либо нет. Стандарты заданы, и им нужно соответствовать. И лучше мужчине не пытаться выглядеть модным, элегантным и стильным, если кажется, что этого крутого подъема ему не одолеть. Многие видные люди в крае не задумываются над стильностью, они заняты своим делом, в котором успешны.

Хотя, конечно, элегантные мужчины в крае есть. Радует, что многие молодые люди тоже хотят понять и принять эстетику одежды.

– Можно ли купить в магазине приличный мужской костюм?

– В Барнауле скорее «нет», чем «да». В Москве можно – там в крупных магазинах есть хорошие мастера, которые подгоняют костюм по фигуре. Но это все равно средний уровень. Высший уровень – это индивидуальный пошив, это искусство.

– Так что такое правильный мужской костюм и в чем чаще всего ошибаются наши мужчины?

– Во-первых, наши мужчины часто сами не знают, чего хотят – какой костюм, для чего, из чего. Во-вторых, они не отличают хороший костюм от дурного. В-третьих, не умеют костюмы носить – этому нужно учить с детства. В идеальном костюме все гармонично – он хорошо сидит, но при этом скрывает недостатки фигуры. Он соответствует моде. В хорошем костюме важно все, даже фактура ткани на рукавах гармонирует с тканью на теле в любом положении.

В мужском костюме любой шаг в сторону – это дурной тон. Это женщина может надеть, что угодно и придумать к этому украшение, а мужчина должен быть безупречным – важны и туфли, и запонки, и длина манжет рубашки, выглядывающей из-под рукава пиджака. Умение носить мужской костюм наших мальчиков должны учить с детского сада, чтобы к школьному балу они были уже не новичками в этом, а настоящими джентльменами.

Смотрите также: