Однако эти десятки – «капля в море», если верить расхожему мнению, согласно которому в Алтайском крае порядка 80% педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов. Почему так происходит, что отпугивает молодежь от школы, мы говорили с уже не совсем молодыми учителями – проработавшими в «обители знаний» по 2 и 3 года.
– Уходя на летние каникулы, я знала, что никогда больше в школу не вернусь. Несмотря на то, что профессию выбирала по интересу, училась с удовольствием и закончила вуз с красным дипломом, свое «учительствование» возненавидела в первый же год работы, – говорит экс-географичка Тамара Ельникова. – Я никого не отговариваю от выбора профессии учителя, я до сих пор глубоко уважаю ее, но надо очень четко понимать, что эта работа не для всех.
Без альтруизма никак!
Причин, по которым профессия не подошла именно для Тамары, было несколько. Во-первых, мало платят. Это, конечно ее не удивило, она и раньше знала, что на «з/п» начинающей учительницы особенно не разгуляешься, но реальность оказалась еще более жестокой.
После окончания вуза надо было покинуть «копеечное» общежитие (девушка иногородняя, а дома школы в географах не нуждались) и оплачивать аренду квартиры. А о том, что хочется не только кушать, но и выглядеть хорошо, да еще развлекаться иногда – и говорить не стоит.
Вторая причина – дети почему-то не кинулись в едином радостном порыве ей на шею и не провозгласили любимой учительницей. Битва за авторитет также была проиграна.
В-третьих, при новой системе оплаты труда оказалось, что для того, чтобы получать не самый минимум надо работать по максимуму: зарабатывать так называемые баллы, участвуя в разных конкурсах, подготавливая детей к олимпиадам, ведя дополнительные факультативы. А дети почему-то не все активные, не все талантливые и не всегда отзываются на ее инициативы…
– Ушла я из школы безвозвратно, не задумываясь. Поняла – это не мое, нет у меня способности учить детей. Да еще за такие деньги. Надо быть альтруистом, энтузиастом и беззаветно любящим эту профессию и детей человеком. Видимо, это все не про меня… – так закончила свой рассказ Тамара.
Главное – деньги?
– Главная причина, по которой молодые люди не хотят работать в школе – маленькая заработная плата, – убеждена учитель истории, обществознания и права Елена Мячина. – Например, у нас было очень много мальчишек в группе и ни один из них не пошел работать учителем. Потому что им надо содержать семью, а на зарплату учителя это нереально. Когда молодой учитель приходит в школу, получает 4200-4800 руб.
Только потом, когда он сдает на категорию, берет часы сверх ставки, эта сумма немного увеличивается. Но это потом. Например, когда у меня не было категории, я кроме ставки (18 часов в неделю) брала еще 3 часа, плюс у меня были два «надомника» – я получала 6 тыс. руб. с небольшим.
Защитив категорию, получаешь доплату – не слишком существенную, 200-300 руб. Кроме того, играет роль опыт работы (стаж), научная занятость (если ведешь дополнительные кружки, участвуешь в конкурсах, твои дети пишут рефераты, побеждают на олимпиадах и пр.) – за это учитель получает дополнительные баллы, каждый из которых имеет определенную стоимость.
По словам Елены, даже самый активный начинающий учитель, набравший массу часов сверх ставки больше 8 тыс. руб. не заработает.
– Но даже чтобы это заработать, надо очень много напрягаться! Если ты только пришел в школу, у тебя нет планов, надо их постоянно писать. Ты полдня находишься в школе, вторую половину готовишься к урокам. Да еще изобретаешь способы для дополнительной занятости детей, - говорит Елена. Кроме денег, по ее мнению, мало что может оттолкнуть молодого педагога от школы. Разве что неуправляемость детей. И даже это – абсолютно рабочий момент, поддающийся пониманию и «дрессировке».
– Все мы помним скандальный сериал «Школа». Я категорически не согласна с тем, что это рядовые ситуации, встречающиеся повсеместно. Я преподавала детям с 5 по 11 классы – у меня того, что показывают в этом фильме, даже в 11-м классе не было. Да, бывает, что ученики издеваются над учителями, но как-то по-доброму: кнопку на стул положат… Это издевательство, да, но не из ряда вон, не уголовщина.
Не доводят до сердечных приступов, не избивают. Есть такие, кто проверяет тебя на выносливость, когда только приходишь в школу. Но это максимум месяц они побесятся – покидаются бумажками, цветы посбрасывают со шкафов. Я не говорю, что ситуаций, демонстрируемых в сериале «Школа», нет вообще, но это супер-единичные случаи.
Технологии не для всех
Вторая проблема, с которой сталкиваются учителя, – материальное оснащение школ. – Некоторые дети, не то что больше тебя знают, они больше вовлечены во всевозможные современные технологии. Им было бы интереснее какой-то материал получать с использованием, например, мультимедиа. А у большинства наших школ нет возможности им это показывать.
Взять среднестатистическую школу Барнаула: закуплены фильмы по всем темам отечественной истории, а у них нет средств обучения: проектора, интерактивных досок и пр. Я смотрела как-то видеозапись урока истории в обычной московской школе – не навороченной, не для блатных детей – перед каждым учеником открыт ноутбук, у интерактивной доски стоит учитель – рассказывает и наглядно показывает какую-то историческую ситуацию. Мы пока об этом можем только мечтать, – говорит Елена Мячина.
По ее мнению, если у учителей будет свободный доступ к дополнительной литературе, Интернету и необходимой технике, иными словами, будут соответствующие современным требованиям условия, то большего и не требуется для нормальной работы.
А вот неумение найти подход к детям, заинтересовать предметом, мотивировать к хорошим результатам учебы – это вопросы уже из разряда нематериальных и никакими зарплатами, условиями труда и технологиями не решаемые.
Заметим, Елена рассуждает, опираясь на опыт преподавания в городских, барнаульских школах, условия в которых, безусловно, более привлекательны, нежели в сельских.
– Техника, технологии, Интернет раскрывают сейчас столько возможностей! Но не всегда есть доступ к этим возможностям, особенно в сельских школах, где порой нет ни компьютеров, ни Интернета, ничего. Даже дополнительной литературы! Твой помощник – только учебник. Ученики сбрасываются на методички, учитель садится на автобус и едет за ними в краевую столицу, чтобы потом подготовить детей к сдаче ЕГЭ. Ведь план-то общий для всей России – для городских и сельских школ, – рассказывает сельская учительница Екатерина Семенова.
Эта работа – для избранных!
Причем оснащение дополнительными материалами, технологиями порой далеко не самая страшная печаль сельской школы. Работа под шорох осыпающейся штукатурки, отсутствие горячей воды и невероятно низкие температуры в классах зимой – все еще остаются реалиями очень многих сельских школ.
– Вы знаете, я была в новых сельских школах, построенных по всем современным требованиям. Работать там действительно одно удовольствие. Но такие примеры пока еще настолько единичны и для большинства алтайских сельских педагогов остаются лишь мечтой. Такой привлекательной и такой далекой! – говорит Екатерина Семенова.
Но даже если она исполнится, от этого не исчезнет еще одна причина, препятствующая возвращению сельской молодежи на родину – скучная жизнь изо дня в день по одному сценарию: дом-работа-дом. Отсутствие кинотеатров, театров, боулингов, клубов и прочих развлечений, ставших привычными за годы учебы в краевой столице – серьезный повод постараться зацепиться в городе…
– Чтобы сегодня поехать работать в сельскую школу надо быть романтиком, искренне любящим выбранную профессию, если человеком движут другие мотивы – год, максимум два, и он все это бросит, – убеждена Екатерина Семенова. Зато, если ты продержишься этот срок, вряд ли уже уйдешь – школа (будь то городская, или сельская) затягивает! Работа с детьми не сравнится ни с чем. Если, конечно, это твое… – убеждены обе мои собеседницы.
Прямая речь
Елена Мячина, учитель:
– Я знаю такую сельскую школу, где не только Интернета нет, где стены на детей падают. Час езды от Барнаула, Косихинский район. Это – небо и земля, по сравнению с Барнаулом. У меня там однокурсница работала. Она мне предложила провести урок в пятом классе.
Я сначала не поняла, почему она, смеясь, сказала: «Ну, я все-таки посижу у тебя на уроке на задней парте». Я вышла рассказывать по Рим, про богов, уже точно не помню, но что-то интересное. Я была поражена – передо мной сидели дети, которым образование, совершенно не нужно, им бы побыстрей «отсидеть». На первом плане – чтобы они были сыты, на втором – помочь родителям, чтобы они были сыты: подоить корову, убрать сарай…
Это дети, 5 класс! Такие страшные дети – их невозможно ничем увлечь! Неухоженные, грязные. Подруга, которая работала там классным руководителем, рассказала, как мальчик порезал палец, подошел, чтобы его обработать (в школе ни ваты, ничего). Она достала платок стала тереть. «Лен, а он оказывается белый! У него кожа белая! А я думала, что он смуглый – до такой степени он грязный!» – рассказывала она мне. Вот это сельская школа. Там вообще ничего нет. Там даже карт нет. Это было 2 года назад. Очень надеюсь, что за это время что-то изменилось…
К слову
Муниципалитеты края подвели итоги конкурса, победители которого смогли занять 32 вакансии в школах края и получить при этом государственную поддержку в виде 500 тысяч рублей и жилплощади. Так лучших из молодых учителей краевые власти привлекали в города и отдаленные районы края. По данным регионального Управления по образованию и делам молодежи, наиболее популярными стали места в школах Заринска, где на вакансию учителя физики и английского языка одновременно претендовали 2 семейные пары, и в Топчихинском районе – учителем истории там пожелали работать 7 человек.
Смотрите также:
- Не променяла Новоалтайск на Москву. Алтайский педагог - о своей работе и системе образования →
- Сельская школа - не ссылка. Заслуженный педагог о стереотипах и признании →
- Зачем дети ходят в школу? Опрос среди барнаульских учеников →