Маргарита Георгиевна – женщина деловая, сугубо прагматичная, от сантиментов далёкая. «Человеческое» лицо «шефини» полтора десятка сотрудников её подразделения солидной компании видят считанные дни, что называется, «по большим праздникам». В последние года 3-4 к ним добавилось Светлое Христово Воскресение.
Не вся там вера, где куличи
В преддверии его Маргарита начинает интересоваться у сотрудниц рецептами куличей, а потом всем подчинённым раздаёт пасхальные яйца. Когда это произошло в первый раз, весь отдел от неожиданности впал в «гуманитарный шок», а кто-то смелый даже спросил: «Что с вами, Маргарита Георгиевна?». Тут оказалось, что она «вообще-то крещённая в православии», и великий православный праздник с его торжественной службой и известными ритуалами даёт возможность «прикоснуться к Вере» и «понуждает» подумать о высоком (в связи с Рождеством это никогда не выяснялось, ибо зимние каникулы «шефиня» всегда проводит на турецком берегу).
Судя по тому, сколько народу в последние годы собирается на пасхальные богослужения, Великий православный праздник Светлого Христова Воскресенья вызывает всё большее «притяжение» у земляков, «вообще-то крещённых в православии» и даже не крещённых, но уже по праву русского происхождения считающих себя православными. А если судить по тому, что куриные яйца с середины марта становятся едва ли не самым ходовым продуктом (невзирая на растущую цену), то Пасха становится практически всенародным праздником. Вряд ли кто скажет, что это плохо, но неплохо бы было, если бы «прикосновение к Вере» не ограничивалось ритуальным «христосованием». Например, в изрядном количестве вкушая куличи (11 апреля только на соцярмарке в Барнауле их было продано на полмиллиона рублей! – ред.), можно подумать о том, что далеко не все истинно верующие земляки имеют возможность отстаивать службы в подобающей обстановке и звонить в колокола, что в честь Воскресения Христова разрешается всем желающим. Только потому, что некоторые алтайские приходы обретаются в приспособленных помещениях, и не в одном десятке наших церквей рады каждой копейке, нужной для продолжения строительства или реконструкции.
«Кризис» жертвователей?
Для членов прихода святой великомученицы Варвары в ЗАТО Сибирский нынешнее Христово Воскресенье было вдвойне праздничным, т.к. незадолго до него в верхней части храма завершилась реставрация. Как рассказал нам иерей Сергий ТИМОФЕЕВ, настоятель храма, она длилась около года. За это время в здании бывшей школы (15 лет назад построенной за госсчёт), сделан внутренний ремонт с заменой пола и окон; кроме того, установлены новые иконостас и купола. Благодетели у храма нашлись не только в крае, но и в Новосибирске, Москве, Подмосковье. О. Сергий признался, что на некоторых жерт-
вователей «положительно» повлиял тот факт, что он военный священник и окормляет ракетную дивизию. Да и вообще это обстоятельство храму во благо – военнослужащие нередко в свободное время приходят помочь «рабочей силой». В ремонт вложено 156 тыс. руб., за некоторые выполненные работы настоятель ещё должен, при том, что ремонт не закончен в полном объёме. По словам о. Сергия, «мирской» кризис сказался на числе жертвователей и объёмах их помощи, но «с Божьей помощью всё разрешится», и освящение храма в ЗАТО Сибирский не за далёкими горами.
Настоятелю строящейся Михаило-Архангельской церкви в с. Михайловское одноимённого района вместе с прихожанами о таком событии, похоже, долго ещё придётся молиться в приспособленном помещении прихода в бывшем музее. Строительство храма началось в 2014 г., стоимость 2-этажного здания в каменно-деревянном исполнении – 5 млн руб. По словам иерея Петра ЛИСИЦКОГО, к настоящему времени было пожертвовано 300 тысяч, при подготовке стройплощадки фермеры района помогали техникой и щебнем. Сейчас в завершающей стадии – фундамент, закуплено 10 тысяч кирпича для возведения цоколя. Иерей тоже отмечает уменьшение «ручейка» пожертвований, но в этом году посредством соцсетей приход начал рассказывать о будущем храме инорегиональным жителям, и в ответ уже поступили 11 тысяч рублей из Москвы и Санкт-Петербурга… Но, коль и такому «приходу» в приходе благодарны, надо полагать, как здесь ценят каждый рубль!
Можно предположить, что ещё с большей радостью воспринимают помощь извне в селе Хмелёвка, находящемся в тайге Салаирского кряжа, месте труднодоступном. Там надежда на возрождение храма преподобного Сергия Радонежского, сожжённого почти век назад, затеплилась в прошлом году после приезда молодого священника с семьей. Но из «собственных ресурсов» там, по сути, только «приходской состав из семи бабушек», да Православное братство, в которое «принимаются мужчины разных возрастов ради приходского устроения». И тут проблема – дом для паломников находится в аварийном состоянии…
С Божьей и мирской помощью
«Светская власть», как известно, не может напрямую помогать в храмостроительстве. Но также известно, что её «покровительство» дорогого стоит. Можно вспомнить, сколь активно с некоторых пор многие промпредприятия края начали помогать в завершении строительства храма великомученицы Екатерины, начатом в родном селе Василия Шукшина в 2004 г.
В этом году определённо в Курье должно быть завершено восстановление церкви Знамения, где в 1919 г. году крестили будущего знаменитого оружейника Михаила Калашникова. Церковь, на реставрацию которой при жизни успел приличную сумму денег передать сам конструктор, является объектом культурного наследия, и поэтому из краевого бюджета на неё выделено 43 млн рублей. Кроме того, распоряжением крайадминистрации для реставрации храма был утверждён Попечительский совет, так что её перспективы весьма очевидны.
А прихожане ещё почти трёх десятков строящихся на Алтае храмов надеются только на любую поддержку «возлюбленных братьев и сестёр» и Божью помощь.
Координаты строящихся храмов можно увидеть на офсайте Барнаульской епархии www.altai-eparhia.ru
Кстати
В Барнаульской епархии насчитывается 15 благочиний, включая монастрыское. Самое большое из них по числу действующих храмов (по состоянию на февраль с.г.) – Белоярское (20 храмов, 6 часовен, 16 иных помещений, 5 богослужебных помещений при учреждениях (больницах, учебных, воинских частях).
В Бийском действует 17 храмов, 4 часовни, 35 иных помещений, 3 богослужебных помещения при учреждениях. В Барнаульском – 6 храмов, 19 часовен, 12 богослужебных помещений при учреждениях.
Комментарий
Александр СТАРЦЕВ, доктор исторических наук:
– В купеческой среде прошлых столетий считалось должным вносить личный вклад в общественную жизнь Отечества, и пожертвования Церкви были одним из самых распространённых видов благотворительности и меценатства. Например, купец 1-й гильдии, бийский «миллионщик» Алексей Фёдорович Морозов вложил только в строительство самого большого в городе на ту пору Троицкого кафедрального собора огромные деньги – порядка 40 тысяч рублей. После его внезапной кончины его торговую империю переняла вдова Елена Григорьевна, и она, в частности, построила домовую церковь при мужском училище имени А. С. Пушкина. Фамильный склеп Морозовых находился в ограде Троицкого собора (взорванного в 1930-х годах), а это было признанием особых заслуг супругов. Накануне 300-летия Бийска во время раскопок на месте собора место захоронения Морозовых было найдено, и сегодня надгробные плиты этих потомственных почётных граждан Бийска находятся ровно на том месте, где прежде был алтарь храма.
Их «коллега» Михаил Савельевич Сычёв, купец 2-й гильдии, 18 лет был старостой Успенского Собора в Бийске, выделял крупные средства на ремонт храма, на содержание церковного хора, на постройку Архиерейского дома и сельских церквей. Доподлинно известно, что с 1876 по 1904 гг. (год смерти) общая сумма его пожертвований составила 80 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги. 36% из них пошли на церковные нужды (больше он вложил только в образование), и по духовному завещанию он ещё не одну тысячу оставил церквям и монастырям.
Из барнаульских купцов мне вспоминается Василий Дмитриевич Сухов, при активном содействии которого в числе прочего была построена часовня на кладбище, которое располагалось на территории нынешнего парка «Изумрудный». Эти «богатеи»– яркие образчики к вашей теме, но, повторюсь, вклад в храмо-
строение, помощь церквям, домам призрения при них, духовным учреждениям было традицией состоятельных и состоявшихся людей. Насколько я могу судить, в последние годы она возрождается, хотя громко имена жертвователей, как правило, не звучат. С одной стороны, публично гордиться благодеяниями, наверное, не по-христиански; с другой стороны – почему бы нам ни знать их имена?
Изредка приходится слышать «ропот», что, мол, много храмов строится, деньги «такие» расходуются… Я, хотя всего лишь «стихийный православный», такого недовольства не понимаю. Бюджетные средства на это не тратятся, а дело благое. И не только потому, что с появлением новых церквей истинные верующие получают возможность исполнять обряды «в шаговой доступности», но и потому, что большинство храмов (если не все), в той или иной мере заботятся о немощных и ведут просветительскую работу.
Смотрите также:
- Тайна алтайского храма. Зачем в старинной церкви лабиринт? →
- Храм Святителя Спиридона в Санниково ждет помощи →
- Современные старообрядцы: какие они? →