«Земная» работа. Старейший геодезист Алтая о профессии и специфике районов

Наверное, не ошибусь, если скажу, что профессия геодезиста для большинства людей ещё более загадочна, чем деятельность астронавта.

   
   

И хотя считается, что профессия эта возникла ещё в V веке до н. э., она остаётся по-прежнему очень востребованной. Об этом знает не понаслышке Владимир БЕЛЬКОВ, старейший геодезист Алтайского края, единственный, из ныне живущих, Заслуженный работник геодезии и картографии РСФСР.

Практически полезный труд

– Как вы пришли в профессию?

– Я закончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии; вот уже полвека, по сию пору, неизменно тружусь в этой сфере. Начиная с 1966 года, работаю на объектах мелиорации непосредственно в нашем крае. Сначала был инженером-топографом в Алтайгипроводхозе, после – начальником топографической партии, главным специалистом отдела изысканий.

– Чем занимается геодезист, и какова практическая необходимость в людях вашей профессии для рядового гражданина, «обычного» человека планеты Земля?

– Инженеры-геодезисты проектируют и выстраивают инфраструктуру, включая дороги, мосты, общественные здания; они ведут сопровождение любого строительства с самого начала, даже когда ещё не вырыт котлован. Чтобы правильно составить проект будущей застройки, нужен топографический план, где будут нанесены все уже существующие здания и коммуникации. Когда строительство начато, геодезист контролирует процесс, а когда новое здание воздвигнуто, он составляет новый топографический план с нанесённым на него новым объектом.

Что касается практической пользы для конкретного человека, то, к примеру, и сегодня геодезисты – единственные профессионалы, способные грамотно определить, а также расположить границы собственности, допустим, будущего садового участка.

   
   

Задачи и сегодня особых изменений не претерпели, другое дело, что сильно изменились, «усовременились», так сказать, «орудия труда» геодезиста. Как говорит история, в древние века в состав инструментария землемера входили деревянные колья, струны и цепи. В конце XIX века появилась стальная лента, которая заменила цепь. Долгое время все расчёты, а их в работе геодезиста огромное количество, делались вручную, при помощи книг и простейшего чертёжного оборудования. В последние годы в нашей деятельности произошёл большой прогресс: появились электронные средства сбора информации. Теперь специалисту нет необходимости несколько раз возвращаться с рабочей площадки, места проведения полевых работ, в офис, чтобы проверить достоверность и полноту данных.

Геодезия по-алтайски

– Существует ли некая специфика в содержании задач геодезии применительно к нашему региону?

– Если говорить о специфике задач, то она касается не региона в целом, а конкретных районов Алтайского края. И связано это с многообразием географии региона. Очевидно, что мои задачи как геодезиста несколько модифицировались в зависимости от того, работал ли я в степных районах или в предгорных.

– Расскажите о наиболее значимых стройках, на которых вам пришлось работать.

– Их можно перечислять долго. Одно время занимался участками попутного орошения Кулундинского канала, проводил аналогичную работу для Бурлинской оросительной системы, принимал участие в топографических изысканиях Чарышского группового водопровода, второй очереди Алейской оросительной системы, кроме того, поэтапно и целиком курировал топографические изыскания для будущей Барнаульской оросительной системы.

Романтика +…

– Вы много лет в профессии. Наверное, в памяти остались какие-то особые истории, незабываемые, возможно, курьёзные случаи?

– Думаю, что из таких историй можно было бы создать многотомник… Ну вот, к примеру, эпизод времён моей молодости. Год точно не помню. На тот момент я ещё проработал недолго, но уже руководил практикой некоторых будущих геодезистов. Направили ко мне девушку. Занимаемся мы замерами, она на одном конце поля, я – на другом. Вижу, даже издалека, что она неравномерно производит деления. Тогда я подхожу, завязываю ей узлом платье и говорю: «Делай шаг! Это 1 метр. Делай второй шаг! Это – 2 метра. Поняла? Вот оно, самое точное деление, если не можешь по-другому пока справиться!». А потом надо мной то и дело подшучивали: «Что, мол, нашёл самый точное измерительное устройство?».

Было много ситуаций не такого забавного характера. С одной стороны, наша работа преисполнена романтики, но с другой… Вдали от дома, в командировках случалось всякое: и замерзали, и спали, где придётся. Не каждый выдержит. Лет двадцать назад возвращались из командировки в Третьяковский район. Зима была снежная, вьюжная, вроде нынешней. Автомобиль увяз в снегу посередине поля. Буран. Помощи ждать неоткуда. Стало ясно, что нужно двигаться самостоятельно, иначе можно погибнуть. Вышли и пошли. Снега – по пояс. Идти неимоверно тяжело. Из провизии у нас остались только баранки, нанизанные на верёвочку. Повесили себе на шеи и – вперёд. Пройдём немного, остановимся, съедим баранку и дальше. Так около 20 км и топали до вокзала…

Вообще, я считаю, что изыскателем, геодезистом может быть не всякий. Это, пусть звучит несколько пафосно, – призвание.

Кстати

Каждое второе воскресенье марта в России отмечается День работников геодезии и картографии.

Смотрите также: