Пришедший на Алтай в конце прошлой недели настоящий мороз вывел из зыбкого равновесия многих уже подуставших от зимы с её ранними сумерками жителей края. Волей-неволей в уме – для самоприободрения – всплывают известные строки Олега Митяева: «Крепитесь, люди, скоро лето!». И очень хочется тёплого солнца, «полного света», на бережок после рабочего дня или в гамак на любимой даче…
«Политическое» решение?
– Александр Евгеньевич, какие претензии у вас ко времени?
– Ко времени как таковому у меня претензий нет и быть не может. У меня претензии к непродуманным решениям. А изменения в Федеральный закон «Об исчислении времени», по которому страна перешла на – как это принято говорить – постоянное зимнее время, причём, без возможности сезонного перевода стрелок, считаю именно непродуманным. Когда эти изменения обсуждались, много говорилось о необходимости приблизить регионы страны к их астрономическому (или «природному») времени, об экономии электроэнергии, о вреде здоровью людей, якобы причиняемом установленным в 2011 г. летним временем и т. д. Но мне кажется, в этом решении больше политики, чем чего-либо ещё. Думаю, его «продавила» Москва, которой после предыдущего «реформирования» исчисления времени в 2011 году не понравилось просыпаться зимой в темноте. Кто-то там даже теорию «хроноцида» придумал: над нами, мол, ставится бесчеловечный эксперимент!!! А почему Сибирь много лет просыпалась в темноте и ничего? Я на Астрофоруме спрашивал у жителей «центра» России – хотя это дальний Запад, а географический центр страны находится на севере Томской области! – что именно их не устраивает, и не получил внятных ответов. «Нам надо, чтобы по утрам было светло!». Достойный аргумент в столь серьёзном вопросе, ничего не скажешь… Зато меня на этом форуме за попытку объяснить свою позицию чуть ли не во всех грехах смертных обвинили.
Вокруг Гринвича
– Что всё-таки не так в принятом решении? Многих наших земляков очевидно устраивает идти на работу посветлу…
– А темнота преждевременная? А они задумывались, каково будет в летние месяцы?
Наш народ привык «определять» время по московскому: в этом регионе такая разница со столицей, в другом – другая… А это устойчивое заблуждение, которое людям мозги не туда настраивает. Стандарт, по которому общество регулирует время и часы – Всемирное координированное время (UTC)! Его ещё называют время по Гринвичу (Гринвич– район Лондона, где проходит нулевой меридиан Земли, – ред.). Разница именно с этим временем, а не с Москвой, определяет, когда у нас восход, заход и истинный полдень. В Барнауле она составляет чисто географически 5 часов 35 минут.
С 1930 года, когда в стране было введено «декретное время», оказалось, что конкретно в Барнауле истинный полдень – момент, когда Солнце находится на юге на максимальной высоте над горизонтом – приходится в среднем на 13 часов 25 минут (с колебаниями в течение года от 13.10 до 13.40). До 1981 года так было круглогодично, а потом ввели летнее время, солнышко в день летнего солнцестояния стало закатываться в двенадцатом часу ночи, полдень «сдвинулся» на половину третьего. И у нас был ещё больший запас светлого времени суток, чем минувшим летом.
С 1995 года Алтайский край жил летом в часовом поясе всемирное время плюс 7 часов. В советское время мы были отделены от Москвы на 4 часа, а столица – на 3 часа от Гринвича. Потом мы на час стали «ближе» к Москве, а она, наоборот, на час дальше от UTC. Но с конца прошлого октября столичное время вернулось назад (захотелось быть ближе к Европе!), а край оставил разницу с ней в три часа, в результате мы оказались в часовом поясе UTC +6. То есть мы приблизились к чисто астрономическому времени, только оно нам будет неудобно. По сути, у нас отняли целый час светлого вечернего времени! Длительность светового дня сама по себе, конечно, не изменится, но активный период деятельности человека практически насильственно сдвинут на тёмное время суток. Так, в день летнего солнцестояния светило в Барнауле и средней части края, которая лежит примерно на том же меридиане, закатится в 9 вечера, на час раньше минувшего июня. И это в самый длинный день в году! А взойдёт оно в 4 часа утра, а не в 5, и нам придётся досматривать сны на час дольше при солнечном свете. Месяц пройдёт, оно будет в 8 вечера садиться: на востоке края – раньше, на Западе – позже; дальше каждый месяц по часу отнимайте сами. Обрадует ли это земляков, когда они поймут, что после работы до наступления темноты не успевают съездить полить грядки на даче, сводить ребёнка в парк и так далее? Не думаю. Решение Кузбасса об отказе перейти на зимнее время и увеличении разницы с Москвой до 4 часов более правильное по отношению к своим жителям.
По форме правильно?
– А у нас почему такого не принято? Последствия ранних летних сумерек для аграрного края не просчитывались?
– Эти вопросы не ко мне. Когда законопроект о соответствующих изменениях в ФЗ «Об исчислении времени» обсуждался, и регионам предлагалось высказать своё мнение по этому поводу, меня лично и некоторых других специалистов, которые хорошо разбираются в астрономической и географической стороне вопроса, краевые чиновники даже не позвали. Они нас, к сожалению, не захотели услышать, как не «услышали» результатов социологического опроса, где большая часть из опрошенных жителей края, скажем так, не приветствовала перевода на постоянное зимнее время. Но тему обсуждал Совет по науке, наукоёмким технологиям и инновационному развитию, в состав которого входят руководители ведущих университетов края и другие люди, безусловно, признанные в своих сферах деятельности – но не в астрономии. Как мне впоследствии объяснил вице-спикер нашего Заксобрания, при котором, собственно, и создан этот орган, «при обсуждении данного законопроекта участниками совещания делался акцент на выявление проблем, связанных со здоровьем человека при переводе времени». И члены Совета приняли коллегиальное решение поддержать предложенный законопроект. С точки зрения легитимности тут всё соблюдено, но почему-то вспоминаются слова вождя мирового пролетариата: «По форме правильно, по сути – издевательство»… А что до «альтернативного» мнения, как было сказано мне, так «при всех ранее производимых перемещениях времени регистрировались обращения граждан, не согласных с переводом времени и на «зимнее», и на «летнее».
Уверен, что в скором будущем таких обращений будет гораздо больше, чем при прежних «перемещениях времени». Мы не можем исключать, что впоследствии наши законодатели вынуждены будут передумать – они нам уже не раз демонстрировали «нестабильность» решений. Но пока нам предлагается жить в режиме зимнего времени, поэтому считаю нужным предупредить ваших читателей о том, что им придётся несколько пересмотреть свой привычный летний распорядок, и если он будет неприемлем – обращаться к ним официально.
Досье
Александр Каплинский.
Родился в Барнауле, здесь же учился в средней школе. В 1977 году окончил физфак Новосибирского государственного университета, после чего работал в Институте физики полупроводников Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск), Алтайском госуниверситете, Институте водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул). Кандидат физико-математических наук, в последние годы – доцент АлтГТУ.
В настоящее время вместе с коллегами из Алтайского педуниверситета вошёл в большой проект по изучению космического мусора на геостационарной орбите Земли.
Смотрите также:
- В конце марта на Алтае может измениться часовой пояс →
- Михаил Гундарин. Правила игры на политической арене →
- Алтай - глушь или рай? →