Чей мусор в лесу? Несанкционированные свалки в крае растут, как грибы

Ольга Четвергова / АиФ

   
   

К семье барнаульцев Архиповых пару недель назад «будучи проездом в России» заглянули давние друзья, давно обосновавшиеся в одной из бывших союзных республик.

В программу краткосрочного визита вошёл домашний «вечер встречи» («А помнишь?»), обзорно-ознакомительная экскурсия по городу («Здесь у нас музей, там Ползунов, а сейчас в зоопарк…»), вояж по магазинам («Вдруг у вас есть, чего у нас нет?») и прощальный пикник.

Одни вывозят, другие завозят

На последнем настояли (несмотря на предупреждения об ужасных комарах) соскучившиеся по «настоящему лесу» дорогие гости, сын которых ёлочки-сосёнки вообще только на рождественских открытках видел.

– Я такого стыда давно не испытывала! – рассказывала потом хозяйка сослуживцам. – Времени у нас было немного, поехали недалеко за город, так приткнуться же некуда – всё загажено! Боже, я даже не представляла, что у нас в лесу столько мусора!

Ого-го, ещё сколько! К примеру, как минимум, сто кубометров бытового и промышленного мусора предстоит убрать до конца лета из зелёной зоны краевой столицы. Молодёжную бригаду для этого дела через службу занятости «подрядил» Барнаульский лесхоз. На нём как на арендаторе участков Барнаульского лесничества лежит обязанность содержать их в санитарном порядке, а «штатных» рук для ликвидации «признаков близости к цивилизации» просто не хватает. По словам Александра ШАБАЛИНА, директора предприятия, в эти сто кубометров «зачтены» только большие «навалы» бытовых отходов (по сути, несанкционированные свалки), а «мелкие партии» мусора – считать не пересчитать. С арендованными лесхозом территориями граничат 20 населённых пунктов, садоводческие товарищества; их пересекают автомобильные и железные дороги: поставщиков лишнего и ненужного хватает. И это далеко не только частные лица, оставляющие мусор после пикников или выбрасывающие бытовой мусор «за околицу», очень много в пригородных лесах промышленных отходов и строительного мусора.

– Мы КАМАЗами всё это периодически вывозим, тратим на уборку ежегодно от 300 до 500 тысяч рублей, но точно так же это же кто-то снова завозит! – сокрушается Шабалин. – При постоянном притоке мусора наша борьба оказывается малоэффективной.

   
   

Если бы, да кабы…

Проблема засорённости пригородных лесов стоит очень остро, подтверждают в Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края. Способов же противодействовать этому разгулу мусора у природоохранных структур, похоже, немного. Что говорить, если и без того невеликий штраф за это безобразие (на граждан – от 300 до 500 руб., на должностных лиц – от 500 до 1000 руб., на юрлиц – от 5 до 10 тыс. рублей) зачастую налагать не на кого? Как сообщил Андрей ГОСТЮШЕВ, начальник отдела охраны и защиты лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии края, в первом полугодии с.г. выявлено более 50 фактов нарушения правил санитарной безопасности в лесах, общая сумма штрафов составила более 50 тыс. рублей. Но, по его словам, главная трудность состоит в установлении нарушителя: «Этим и пользуются недобросовестные жители нашего края, превращая природные ландшафты в места складирования отходов». Сейчас в регионе принято решение создать в правоохранительном ведомстве экологическое подразделение (чтобы уж конкретно было кому этих самых нарушителей устанавливать, – ред.), а «природоохранное» управление предлагает их жёстче наказывать (через законодательное решение, разумеется). Нам доводилось слышать «гражданские» мнения, что если бы в пригородных лесах «на каждом шагу» были установлены контейнеры для отдыхающих людей, а ещё бы в крае хватало «правильных» полигонов для ТБО (куда предприятия бы без проблем вывозили свой мусор, – ред.), и леса были бы у нас чистёхонькие…

Конечно, во всех предложениях есть рациональное зерно, и во всех критических замечаниях есть «соль»… Но если мы – жители края, каждый из нас, по-прежнему будем ожидать, что и кто сделает для НАС, чтобы МЫ не мусорили в наших лесах, на берегах рек и озёр, в полях, мы можем не увидеть результата. Нас отходы задавят.

Мнение эксперта

Леонид ХАРИТОНОВ, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай:

– На всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. в части организации системы сбора и утилизации отходов… Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения ТБО, из которых более 90% не отвечают требованиями санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Отсутствует контроль селективного сбора и приёма отходов, изменения состава грунтовых вод в районе размещения полигонов.

Основными причинами сложившегося положения, по данным специалистов, являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах и ограниченные возможности привлечения инвестиций. Такие возможности, как создание полигона захоронения ТБО, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных объёмов инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.

Мнение власти

Владимир ЧЕРНЫХ, заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами:

– Замусоренность и большое количество несанкционированных свалок в лесах края говорят о том, что жителям безразлично, каково состояние их среды обитания. Более того, чем выше численность населённого пункта, тем больше беспорядка в лесу. Мы видим два пути решения проблемы: экологическое воспитание населения и ужесточение наказания… Но надо признать, что с привлечением к ответственности есть трудности, главная состоит в установлении нарушителя. В начале июля в крае было принято решение о возрождении экологической полиции, сотрудники которой будут заниматься обеспечением природоохранного законодательства. Надеемся, что это позволит изменить ситуацию к лучшему.

Надежда на детей

Анна РОМАНОВА, координатор объединения «Мусора. Больше. Нет» в Алтайском крае:

– У меня нет рецепта, как сегодня «победить» несанкционированные свалки, которые наглядно демонстрируют массовое экологическое бескультурье и пренебреженье к окружающей среде. Усилий людей, занимающихся их ликвидацией по долгу службы, а также общественных организаций, волонтёров, проводящих экологические акции «по зову души», явно для этого не хватает. Уже потому, что они действуют постфактум, и, как правило, вскоре после их уборок практически на тех же самых местах возникают «свежие» горы мусора. Тех, кто их создаёт, боязнь быть наказанным не останавливает: для этого нужно быть пойманным за руку, причём уполномоченными на то лицами.

Полагаю, нам в крае нелишне подумать о создании сети общественного контроля, который – сужу по опыту некоторых регионов – заметно уменьшает число желающих выбросить, оставить «свой» мусор в неположенном месте. Опаска быть запечатлённым неравнодушным человеком на «месте преступления» и на этом основании привлечённым к административной ответственности, оказывается, есть у многих людей.

Ну, а вообще, я очень рассчитываю на детей. Вот, к примеру, мы проводим в школах эко-уроки, а потом видим, что эти самые «проникнувшиеся» ребята за руку приводят родителей поучаствовать в очередной экологической акции.

Тут поле для деятельности очень большое.

Смотрите также: