Бердвочинг, или Фотоохота на птиц. Особенности нетривиального хобби

Алексей Эбель / Из личного архива

Пионеры страны Советов мастерили скворечники. Иногда по собственной инициативе, а чаще в качестве общественно-полезной нагрузки в школе. Весной, перед прилётом птиц эти скворечники торжественно водружали на деревья. Приурочивалось всё к Международному дню птиц, 1 апреля. Для школьников это был самый главный птичий праздник в году.

   
   

Со временем хороший праздник погряз в формализме, а затем и вовсе потерялся в вихре исторических перемен. Сейчас интерес к птицам переживает второе рождение – всё больше энтузиастов и людей, ценящих природу, выбирают в качестве хобби наблюдение и фотографирование птиц – бёрдвочинг – любительскую орнитологию.

За птицами можно наблюдать бесконечно. Фото: Из личного архива / Алексей Эбель

​О том, как развивается это направление активного отдыха и экологического воспитания детей, АиФ-Алтай рассказал Алексей ЭБЕЛЬ, орнитолог, блогер, фотограф-анималист из Алтайского отделения Союза охраны птиц России.

Птица года

– Алексей Леонович, что это такое – бёрдвочинг?

– Это англоязычный термин, который можно перевести как «наблюдение за птицами», русского общепонятного аналога пока нет, иногда бёрдвочеров называют птичниками, но иностранное слово всё же точнее.

Сегодня в Алтайском крае есть люди, которые увлечены птицами – школьники, учителя, представители различных сфер и профессий – кто-то наблюдает, большинство пытается фотографировать. Каждый занимается, чем хочет – кто-то снимает для себя, кто-то пытается заявить о себе в художественной фотографии, кто-то участвует в проектах охраны птиц. Профессиональные орнитологи быстро обратили внимание на движение бёрдвочеров и стали привлекать их для научных и экологических проектов – чтобы те попутно вели наблюдения, заносили их в блокнот и делились результатами.

Фото: Из личного архива / Алексей Эбель

Надо понимать, что орнитологов в стране и Алтайском крае очень мало, они заняты в основном обучением студентов, и времени на постоянные наблюдения и научные изыскания у них нет. Дополнительные глаза и объективы, которые фиксируют события в мире птиц, не бывают лишними.

   
   

До недавнего времени в крае не было ни одного профессионального орнитолога, который занимался бы только наукой. Сейчас есть один – в Тигерекском заповеднике. Понятно, что его сил для учёта всей орнитологической ситуации в крае недостаточно. И именно волонтёры, работающие с проектами, дают значимый материал для анализа.

– В каких проектах участвуют орнитологи-любители?

– Проектов, в которых могут принять участие бёрдвочеры, всегда много. Есть проекты, которые связаны с наблюдением птиц на определённых территориях. Заказник Лебединый в крае – одна из таких ключевых орнитологических территорий – каждый год там выявляют новые виды. Много школьных групп наблюдает птиц в заказниках – их можно смотреть круглый год. Есть специальные зимние проекты для детей: «Накорми птиц», «Построй скворечник» и т. д.

Фото: Из личного архива / Алексей Эбель

Каждый год Союз охраны птиц России в рамках проекта «Птица года» устраивает массу мероприятий для определённой птицы. В этом году птица года – чёрный стриж, в прошлом году был орлан-белохвост. В Горно-Алтайске в этом году будет проведён праздник чёрного стрижа, что-то придумали и в Алтайском краевом детском экологическом центре, волонтёрами будет мониторинг стрижей – оказалось, что мы про эту птицу на Алтае знаем очень мало – хотя она у нас живёт, но ею некому было раньше заниматься.

Видим, но не знаем

– Много ли бёрдвочеров в крае?

– Постоянно увлечённых – около 20 человек, но к нам приезжает много российских и даже иностранных гостей – у нас очень интересный регион для наблюдений – и наблюдать за некоторыми видами птиц специально съезжаются со всего мира.

– Каковы достижения любителей-орнитологов края?

– В прошлом году бёрдвочеры внесли несколько видов в книгу птиц Алтайского края и Республики Алтай. Например, в прошлом году на зимовке в Горно-Алтайске был сфотографирован чёрный дрозд. Это европейская птица, которая в последние годы активно расселяется на восток. Лет пять назад его не было в крае, потом его обнаружили в Тигерекском заповеднике, затем в Барнауле – теперь он появился и в Горном Алтае. В том же Лебедином заказнике был обнаружен тундряный малый лебедь – очень редкий вид, занесённый в международную Красную книгу. В этом году мы впервые обнаружили утку-морянку. В последний раз её видели на Алтае в 1933 году. Возле Барнаула на зимовке были отмечены чёрный жаворонок и ушастые совы.

Фото: Из личного архива / Алексей Эбель

Есть виды, про которые мы знаем мало. Скажем, сизая чайка – распространена по всей территории края, а участок гнездования известен только один. Или в этом году учительница в Егорьевском районе сфотографировала стайку чижей в степной зоне. Подумаешь, чиж! А начинаешь читать – оказывается, сведений про чижей в этом районе практически нет. Или женщина в Солонешенском районе прислала нам фотографию цапли – оказалось, что это малая выпь, или волчок – самая маленькая цапля. Никто никогда её в крае не видел, а так как снимок сделан в гнездовой период, есть предположение, что она может жить у нас. И таких находок много. Информация часто используется учёными. Есть даже курьёзный случай: в книгу птиц Алтайского края внесён такой вид как белоголовый сип, который встречается в горах. Одну такую птицу отловили в Ребрихе. Случай был зафиксирован учёными, и птица внесена в Красные книги края и Республики Алтай. Но благодаря бёрдвочерам выяснилось, что в крае встречается очень похожий вид – гималайский гриф кумай. И гриф, отловленный в Ребрихе, – это не белоголовый сип, а кумай. И теперь непонятно, в каких случаях раньше кумая принимали за белоголового сипа.

– Наверное, интереснее фотографировать птицу в гнезде?

– Сообщество бёрдвочеров категорически против съёмки птиц в гнезде – за фотографом к гнезду могут прийти хищные птицы и звери. Надо всегда помнить, что за человеком в лесу или в поле наблюдает немало глаз, и когда человек уходит – какой-то зверёк может проверить, куда тот ходил и не оставил ли в зарослях что-то съедобное. Но есть методические руководства, как определить, что увиденная птица гнездится в этом месте. Когда люди включаются в проекты по определению видов гнездящихся птиц, с ними проводят инструктаж.

Простое хобби

– На ваш взгляд, можно ли разрешать в крае весеннюю охоту на птиц?

– Каждый год проходят дебаты по весенней охоте, но проблема неразрешима, так как изучением птиц, на которых разрешена охота, почти никто не занимается. И все дебаты идут на уровне предположений – противники весенней охоты опираются на исследования американских учёных, а сторонники – на исследования охотоведов 70-х годов прошлого века. Что на самом деле происходит с водоплавающей птицей в Алтайском крае, доподлинно не известно. И такая ситуация по многим вопросам – по распространению того же птичьего гриппа – мы не знаем, есть он в крае или нет. Так же не изучено влияние птиц на сельское хозяйство и влияние землепользования на самих птиц. Информации мало. Поэтому добровольческое движение, которое может ответить на эти вопросы, сейчас начинает активно поддерживаться многими.

– В чём плюс привлечения детей к наблюдению за птицами?

– Обучение детей бёрдвочерству – это не столько наука, сколько создание у них научного мировоззрения и привитие хобби, которое связано с умеренной физической активностью на свежем воздухе. Формируется экологический образ мышления и поведения ребёнка. Бёрдвочинг – вид увлечения, который доступен всем, в любом объёме – у нас некоторые занимаются им по полчаса утром, перед работой. Если ребёнок не умеет ещё обращаться с фотоаппаратом, он может взять бинокль. Очень многие – скрытые бёрдвочеры – любят гулять по лесу, иногда фотографируют птиц, но пока не знают про движение. Другая категория, которая может заниматься наблюдением за птицами, – охотники. Охотничий сезон короткий, а охотничий инстинкт есть круглый год – значит можно взять в руки фотоаппарат. Чтобы сфотографировать птицу, к ней нужно подойти на ближе, чем на выстрел – развиваются навыки охоты. А научный интерес к птицам позволяет лучше их знать и уже на охоте видеть, какой вид уток добывать нельзя, а не спрашивать потом на форумах, выкладывая фотографии трофеев: а кого это я подстрелил?..

Бёрдвочеры края часто принимают участие в схожих проектах – фотографируют других животных, краснокнижные растения, даже дневных бабочек, в том числе с использованием ГИС-систем, нанося на карту – всё это может быть востребовано наукой. Увлечение оказывается и познавательным, и полезным.

 

Смотрите также: