К кому и как обращается социальная реклама в Алтайском крае?

Петр Шульга / АиФ

Каждый раз, выходя из автобуса возле дома, Дмитрий смотрел на девочку, которая улыбалась, прижимая к уху морскую раковину. Девочка на огромном плакате раньше имела проблемы со слухом, но ей помогли добрые жители края, и теперь она живёт в мире звуков. Это социальная реклама с «продолжением» – была проблема, её решили, все, кто помог, – молодцы.

   
   

Не болтай!

Социальная реклама окружает нас повсюду – от обычной рекламы она отличается тем, что не призывает что-то покупать, а привлекает внимание людей к какой-то социальной проблеме или пытается изменить модель поведения общества – например, привить привычку не разжигать костры в лесу.

Официально история социальной рекламы насчитывает чуть более ста лет, но её элементы можно разглядеть даже в Нагорной проповеди Иисуса. По действующему российскому законодательству социальная реклама – это «информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Если так, то и знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» 1920 года – тоже социальная реклама.

В Алтайском крае социальная реклама активно развивается в последние годы, хотя были примеры её использования и раньше. Самые заметные послания обществу – плакаты на улицах и трассах края. Но форм рекламы множество – в автобусах крутят видеоролики об опасности финансовых пирамид, а в магазинах призывают не поддаваться на уловки телефонных мошенников.

Основным заказчиком социальной рекламы в крае являются государственные органы. Доля рекламы от общественных организаций не велика, а от коммерческих – минимальна.

Проблемы и темы, которые поднимаются в краевой социальной рекламе можно, условно, разделить на категории – «безопасность», «государственные праздники», «гордость края», «помощь нуждающимся», «правильное поведение» и ряд других.

Любимая тема краевой Госавтоинспекции – безопасность пешеходов, детей в автомобилях, пьянство за рулём и скоростной режим. В октябре прошлого года, к примеру, была запущена социальная рекламная кампания по соблюдению правил дорожного движения. По заказу ГИБДД одно из барнаульских креативных агентств разработало темно-синий плакат с изображением школьницы и надписью детской рукой – «Мам, домой не жди. Дядя водитель «торопился». Эффективность такого послания для водителей вызывает вопросы, но по сравнению с традиционными картинками разбитых автомобилей и пристёгнутых детей, такая реклама – шаг вперёд – она заставляет водителей вглядываться в неоновое лицо девочки.

   
   
Фото: Пресс-служба ГУ МВД по Алтайскому краю

Администрация края в социальной рекламе любит показывать красоты региона и знаменитых земляков. Реклама планируется и заказывается сразу на год вперёд, определяются основные темы и образы. Так, в прошлом году главной темой были государственные праздники. Для некоторых – Дня семьи и верности и Дня знаний – использовались традиционные образы – например, мальчик и девочка, идущие первый раз в школу, с надписью «1 сентября. День знаний». Реклама оказалась красивой, хотя и немного странной – именно в прошлом году День знаний во всех школах прошёл 2 сентября, в понедельник.

Для 23 февраля, Дня государственного флага выбрали беспроигрышные детские образы, добавив домашних животных. Так, на День защитника Отечества взяли мальчика в тельняшке и миниатюрную овчарку породы вельш-корги.

Вообще, использование детей и животных в социальной рекламе считается в России беспроигрышным вариантом – её любят чиновники и не осуждает общество. Но с точки зрения профессионалов рекламной отрасли – их слишком много. А ещё, к месту и нет в социальной рекламе края используются детские рисунки. Рисунки – это эпидемия и верный признак регионального характера социальной рекламы.

Лучше трое

Отдельная тема краевой социальной рекламы – материнство и детство. По оценке специалистов, в коммерческих посланиях почти отсутствуют многодетные семьи. Почти половина телевизионной рекламы «с семьёй» – это только мать и ребёнок, треть – семья с одним ребёнком, и только 12% – про полную семью с двумя детьми. Трое детей в кадре – редкость. В Алтайском крае этот коммерческий «перекос» решили выправить «социалкой» – в 2010 году запустили серию плакатов «Они родились третьими» – про Чехова, Некрасова, Гагарина и алтайскую актрису Екатерину Савину.

В прошлом году в рамках компании за сохранение беременности и сокращение количества абортов в крае были созданы плакаты «Счастливая семья – многодетная семья». Для сравнения, в Польше в социальной рекламе против абортов использовался Гитлер, который первым разрешил их полякам. Реклама получилась пугающей.

Использовать негативный посыл пытаются и у нас, но пока немного. С одной стороны «ужасы» не любят те, кто такую социальную рекламу заказывает. С другой – считается, что в обществе с повышенной тревожностью такая реклама не работает.

Если считать, что социальная реклама – барометр социального здоровья, то край оказывается достаточно тихим местом – проблем не так много, и они не отличаются от вопросов, поднимаемых в других регионах. А образы, используемые в социальной рекламе, в основном позитивные, хотя не всегда интересные. В общем, хорошо, тепло, но скучно.


К слову

Считается, что лучше воспринимается социальная реклама не «против», а «за» что-либо, которая имеет «человеческое лицо», опирается на социально-одобряемые нормы и ценности, не провоцирует противоречий между социальными группами. Позитивно воспринимается формирование бережного отношения к культурному наследию, рассказ о способах участия граждан в социальных процессах.


Мнение эксперта

Данил СНИТКО, арт-директор креативного агентства:

– В России передовых по социальной рекламе регионов, пожалуй, нет – разве что Питер местами. Так как наше агентство активно принимает участие в создании социальной рекламы в нашем регионе, то хочется верить, что мы смогли хотя бы немного улучшить дела с ней. Мы делали «социалку» на тему антитеррора и безопасного вождения. По нашему мнению, работает всегда свежее, не затёртое сообщение. Старая риторика, которая в лоб принуждает что-то делать или не делать, не работает. При разработке рекламы мы всегда ищем «инсайт» – правду, которую пока никто не озвучивал, но которая знакома многим. Сочетание свежести и правды – то, что лучше всего работает. Расти краю, безусловно, есть куда – социальная реклама находится в зачаточном состоянии. И расти надо в сторону лучшего обдумывания идей, призывов и их воплощения. А для этого необходимо привлекать креативные агентства и дизайн-студии, а не просто делать постные плакаты «для галочки».

Мнение власти

Светлана ЛЯПУНОВА, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Алтайскому краю:

– Тема для социальной рекламы, инициируемой органами внутренних дел, в первую очередь предупреждение преступлений и правонарушений. Это привлечение внимания граждан к какому-то отдельному виду преступлений: как, например, ДТП, «бытовая преступность», жестокое обращение с детьми, так называемое «социальное мошенничество». Кроме того, в социальной рекламе внимание акцентируется на отдельных подразделениях полиции, к которым в первую очередь обращаются люди, столкнувшиеся с проблемой. Это участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних. Несколько лет назад в Алтайском крае, да и по всей России произошёл всплеск преступлений, связанных с так называемым «социальным мошенничеством». Мишенью для преступников в этих случаях становились пожилые и одинокие люди. Конечно же, полицией края были приняты все меры для предотвращения таких преступлений, и одним из очень действенных рычагов в этом случае оказалась социальная реклама, потому что в этом случае необходимо было привлечь внимание к проблеме как можно больше людей. Полицией края были изготовлены специальные буклеты, которые сотрудники полиции распространяли среди населения. Предупреждения о случаях мошенничества были размещены на платёжных квитанциях, звуковая социальная реклама на эту тему транслируется в продуктовых магазинах и в общественном транспорте. В настоящее время число таких преступлений сокращается.

Платежом красен

Людмила БЕРСЕНЁВА, руководитель пресс-службы УФССП по Алтайскому краю:

– Лично мне запомнилась социальная реклама, которая была на проспекте Ленина в Барнауле, где старые руки держали руки ребёнка – это очень тронуло. Но много такой рекламы, которую не замечаешь.

Федеральная служба судебных приставов тоже активно использует социальную рекламу в своей работе – так, на улицах краевой столицы размещена наружная социальная реклама, призывающая граждан вовремя оплачивать задолженность перед кредитными организациями. Баннер был изготовлен по инициативе УФССП по Алтайскому краю для напоминания кредитодержателям о возможности лишиться имущества в случае неисполнения долговых обязательств. А во время ралли «Пекин-Париж» в 2013 году на автомобиле барнаульских гонщиков Евгения Смирнова и Бориса Лыткина был размещён баннер, оповещающий граждан о возможности воспользоваться Интернет-сервисом «Банк данных исполнительных производств ФССП России», который позволяет любому желающему узнать о наличии у него задолженности.