«У тебя чемпионат, а ты лежишь!» Как мама подростка вывела его из комы

Рома Кузнецов больше всего хочет, чтобы мама снова была счастлива. © / Игорь Рева / Личный архив

«Жизнь после ДТП» - так называется акция, запущенная в ноябре в Алтайском крае. Проект предполагает благотворительную, юридическую, информационную помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

   
   

Автор проекта - Ольга Писанова, страховой юрист из Барнаула, общественный деятель, предприниматель. Она собирает потрясающие истории о жизни после ДТП. Одна из них – о 14-летнем Роме Кузнецове из Красноярска, старшем ребенке Ольги Свередюк, мамы четырех детей, младшему из которых четыре года.

Трагедия и неизвестность

Ещё недавно Рома занимался тайским боксом и дважды становился чемпионом Красноярского края. Много тренировался, собирал медали и планировал попасть на всероссийские соревнования. Но 15 ноября 2023 года он перешел дорогу в неположенном месте, не убедившись, что нет машин. Его сбили, подросток оказался в реанимации в коме.

«Мне очень не хватало информации. Когда произошла авария, я никому не звонила, потому что находилась в полнейшей неизвестности, - вспоминает мама Ромы. - Когда спрашивала врачей, выйдет ли ребенок из комы, они отвечали: «Мы не знаем, всё индивидуально».

По словам Ольги Свередюк, на тот момент она не знала даже всего перечня травм сына - ее с ними никто не ознакомил.

«В такой ситуации ты не совсем понимаешь, что тебе нужно, что делать, куда бежать и к кому обратиться. Я даже не понимала, какая мне помощь нужна, - рассказывает женщина. Про гарантированные выплаты также ничего не знала. Адвокат сказал, что мы можем взыскать моральный ущерб в момент, когда дело либо закроют, либо передадут в суд — то есть, когда по нему будет ясность: уголовное оно или нет. И на этом — всё. Только став участником проекта «Жизнь после ДТП»  я узнала, что страховую выплату в сумме 500 тысяч рублей можно было оформлять сразу после аварии, а не ждать больше года».

   
   

Перечень травм читала в шоке

О водителе, сбившем сына, мама Ромы говорит так: «Ему 21 год, работает курьером в нашем районе: возит шашлыки. Первое, что он сказал свидетелю: «Я его не видел — он как с неба упал». Думаю, действительно не заметил, отвлекся на смартфон, потому что тормозного пути не было. Позже молодой человек ни разу не позвонил и не извинился. Даже килограмма яблок Роме в больницу не отправил. И я благодарна себе за то, что не возненавидела его…»

Со следствием, по словам мамы пострадавшего мальчика, не заладилось с самого начала: наезд был в 10:40, оформили его только в три часа дня, когда уже выпали осадки (и снег, и дождь).

«Я не вникала в первые часы, потому что была занята ребенком, - вспоминает Ольга Свередюк. - Следователь меня вызвала, только когда я обратилась к местному депутату от отчаяния: я знала, что он помогает всем и всюду. В письме рассказала ситуацию: у меня сбили ребенка, он две недели в коме, меня никто никуда не вызывает, и я до сих пор ничего не знаю. Депутат позвонил и сказал: «Жди звонка, сегодня с тобой свяжется следователь». Так и случилось. Перечень травм Ромы (неполный, как потом окажется) я прочитала уже в постановлении о возбуждении уголовного дела — когда читала, была в шоке и думала: неужели это про моего ребенка?!»

Говорила словами тренера

В коме мальчик лежал месяц, и это было плохим симптомом.

«Однажды я приехала в реанимацию, и мне сказали, что Рома «перележал» на ИВЛ: всё очень плохо, он из комы не выходит, поэтому сегодня нужно отключать аппарат и делать операцию, - рассказывает мама Ромы. - Тогда я сказала врачам: «Дайте мне 3 часа времени — и я выведу его из комы». Уехала домой, собрала все его медали, бинты, перчатки, форму, вернулась. И стала его будить, как обычно по утрам: «Вставай! Не поторопишься — тренер будет ругаться, будешь 100 отжиманий делать. Бегом встал, на тренировку опаздываешь!». ДТП случилось за неделю до красноярского чемпионата по тайскому боксу: Рома был на 200% готов — он бы и в третий раз стал чемпионом края, если бы не всё это. И я стала кричать: «У тебя чемпионат, а ты лежишь!». Орала, вела себя как безумная мать, трясла этими медалями. А потом намотала бинты на руки и начала проводить разминку — такую же, как на тренировках. Говорила словами его тренера: «Бери прыгалку, ускоряйся!». И в этот момент Рома открыл глаза.

«Я скорее позвала врачей, чтобы его отключили от ИВЛ, – вспоминает Ольга. - Они отказывались, говорили, что он не задышит сам, потому что у него отбиты сердце и легкие. Я настаивала, чтобы всё равно пробовали, а потом меня выгнали. Когда вернулась через два часа, он лежал и дышал сам, отключенный от аппарата».

Поддержка

«Когда нас выписали с Ромой из краевой больницы, я не знала, что делать: Рома сросся со смещениями, полностью кривой, парализованный,  – продолжает рассказ жительница Красноярска. - Ко мне тогда приехал его тренер Рустам Валерьевич и один из родителей нашей сборной Амид. Рустам посадил меня на стул и сказал: «Оля, уже январь — нужно что-то делать! Ты сегодня же садишься и пишешь пост в соцсетях, и мы начинаем сбор».

Ольга признается, ей было страшно, что люди осудят.

«Но потом я поняла, что готова, наверное, хоть что сделать, чтобы поднять Рому на ноги. Да, было сложно: когда я написала пост, то очень долго не отправляла его. А когда отправила, увидела, что моментально начались репосты и сразу же пошли деньги, - с благодарностью вспоминает женщина. - Благодаря людям мы собрали хорошую сумму, с которой смогли Рому сначала положить в клинику Пирогова в Москве и обеспечить все расходные материалы, питание и перелет, а потом перевезти его в клинику ранней реабилитации «Три Сестры». Тогда для нас это были немыслимые деньги».

Принять сына заново

Мама четырех детей рассказала и о самых сокровенных переживаниях и страхах.

«Однажды в Сети со мной связалась подписчица из социальных сетей Майя: «Привет! Узнала твою историю. Ты как?». На тот момент мне все вокруг говорили: «Держитесь! У вас всё получится», но никто меня не спрашивал, как я там вообще. А я в своей цели поднять ребенка на ноги забыла про себя: было ощущение, что меня щипай, бей, коли — ничего не почувствую.

На вопрос Майи я честно ответила: «Есть проблема: я не могу его принять. Да, забочусь о нем, сердцем понимаю, что это мой ребёнок, но умом я не могу его принять. Принять, что теперь он — такой». А она мне сказала: «Давай всё, что было до — всё это «достигаторство», которым ты вела его к чемпионству — ты забываешь. Этого просто не было. И концентрируешься на том, что сейчас ребенок — такой. И с этим надо жить, это надо принять, с этим надо работать».

И они стали работать мама и сын, и Ольга с восхищением поняла, что и сейчас он ей помогает.

«У нас с Ромой очень сильная связь, очень близкая. У меня со всеми детьми так, но с Ромой — особенно с самого его детства. Поэтому внутри я всегда опиралась именно на него, –  делится переживаниями любящая мама. - Ромка всегда знал, когда позвонить: несу тяжелые сумки — он звонит и тут же подлетает на велосипеде и хватает их. Сын всегда встречал меня с работы, готовил завтраки в воскресенье. И вдруг этого маленького мужчины, который с детства был моей поддержкой, не стало. Мне пришлось это признать, а потом осознать, что и теперь он мне помогает. Сын за все это время ни разу не сказал, что чего-то не будет делать. Ни разу не заплакал, не психовал. Не ныл, что ему что-то надоело. Даже когда я ему говорила, что если он чего-то не будет делать из упражнений, то не встанет, он всегда спокойно отвечал: «Я встану». И встал, и тренируется, превозмогая себя. Такой у меня сын».

Ничего не бойтесь

«Я призываю всех, кто оказался в подобной ситуации: не бойтесь,- подытожила свой рассказ мама юного красноярского чемпиона. - Пишите посты, снимайте видео. Не бойтесь выкладывать. Да, это трудно. Каждый раз, когда я выкладываю пост или рилс про Рому, я плачу. Да, кто-то может написать какую-то гадость. Но большинство людей готовы творить добро».

Комментарий страхового юриста Ольги Писановой

По словам юриста Ольги Писановой, главная цель акции — рассказать о страховых выплатах, положенных пострадавшим в ДТП, а также создание сообщества людей, получивших травмы в авариях, которые своим примером вдохновляют других продолжать жить активной жизнью.

«Когда ребенок получает травму, вы должны запросить сведения из больницы о том, какая травма получена, сведения из ГИБДД об обстоятельствах ДТП с указанием фамилии пострадавшего и выписать реквизиты расчетного счета.

Эти документы вместе с копией паспорта сразу после аварии стоит подать в страховую компанию либо в компенсационный фонд. Если ребенок несовершеннолетний, через 20 дней деньги придут на его счет. Для этого можно открыть номинальный счет, а можно получить согласие на снятие этих денег через органы опеки. При этом после никаких чеков предоставлять не надо», - рассказала Писанова.