Вяло и мало. Эксперты об активности алтайских кандидатов в депутаты Госдумы

Екатерина Изместьева / АиФ

   
   

До Единого дня голосования по сути осталось две недели. 18 сентября совершеннолетним дееспособным гражданам России предстоит выбирать депутатов нового – седьмого – созыва Государственной Думы, а жителям Алтайского края – ещё и «родного» Законодательного собрания.

«Новинка сезона»: после длительного перерыва Госдума вновь будет формироваться по смешанной системе: 225 депутатов пройдут в неё по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам, что автоматически увеличило число претендентов на мандаты нижней палаты российского парламента. Казалось бы, избирательная компания должна «бить ключом», но… ничего такого не происходит.

– В мое информационное поле залетает в разы меньше информации, чем залетало во время предыдущих кампаний, – говорит Лев Шапиро, музыкант, один из известнейших барнаульцев, но всё-таки рядовой избиратель. В таком качестве поэт и композитор участвовал в очередном заседании экспертного клуба «Сибирской медиагруппы». Для дискуссии была выбрана тема «Выборы-2016: новые технологии или курс на поражение?».

Присутствие кандидатов и партий в городской среде минимально, – согласен и Дмитрий Негреев, главный редактор «ПолитСибРу». – Очень мало листовок, плакатов и щитов, мало кандидатов в СМИ.

По мнению Константина Лукина, политтехнолога, директор Центра политического консалтинга, «вялость» кандидатов в первую очередь объясняется временем года: «Лето – мертвый сезон с точки зрения избирательной кампании… Только сейчас мы вступаем в активную фазу кампании…». Хотя он же отмечает, что «в Алтайском крае нет денег. В Алтайском крае нет конфликта интересов, нет конфликта элит, соответственно здесь на избирательную кампанию никто не тратит столько денег, сколько тратят в соседних регионах». Но в принципе, по словам Лукина, тренд 2016 года по России – «сам себе технолог». Это когда кампании ведутся самим кандидатом, его окружением, когда агитационные материалы делаются, чтобы друзьям кандидата нравилось (ну и что, что в большинстве таких «агиток» нет ни технологичности, ни продуманности? – ред.).

Прагматичный расчёт на результат (чтобы победить и при этом не потратить много денег) отмечает и Михаил Гундарин, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы АлтГУ, ведущий программы «Реплика» на телеканале «Наши Новости». Поэтому кандидатами всё активнее используются полевые технологии:

   
   

– Наверное, этот курс хорош для технологов и кандидатов, а что дальше? Вопрос: есть ли жизнь после выборов? Такое ощущение, что 18 сентября – это какой-то «последний день Помпеи», причём, это не бег бегом, а бег в мешках, имитация, эдакое шоу толстяков, которые не могут бежать быструю дистанцию. Все вяло, мегатехнологично и в этом смысле это поражение.

К слову о кандидатах, едущих «в поля». По наблюдениям Виктории Крахмалёвой, главного редактора ИА «Банкфакс», многие из них, особенно те, кто уже не первый избирательный цикл пребывает во власти, утратили навык общения с избирателями: «Поэтому есть определенный когнитивный диссонанс как у избирателей, которые несколько шокированы манерой поведения отдельных наших кандидатов, так и у самих кандидатов, которые недооценили тот уровень агрессии, который есть сейчас в обществе, и оказались в тупике».

«Обозначить себя» и при этом не оказаться лицом к лицу с «человеком из народа» помогают социальные сети, в которые – в духе времени – ушли многие претенденты на мандаты. Но и тут, по мнению Крахмалёвой, есть проблема: «Сейчас не иметь своего аккаунта в Facebook для кандидата – жуткий моветон, но зачастую их ведут не сами кандидаты, а их штабы. И уверена, что 19 сентября мы получим кладбище аккаунтов по всем соцсетям».

Сергей Канарев, руководитель общественной организации «Молодые журналисты Алтая», считает, что на качестве кампании сказывается то, что достаточное количество кандидатов приняло спонтанное решение избираться. Они начали хаотично искать руководителей своих штабов, делать фотографии и т. п. Это сказывается на том, что полиграфическая продукция печатается в последний момент, сказывается на качестве программ, сказывается на финансировании кампании, потому как средства заранее не аккумулировались.

А по мнению Артёма Кудинова, главного редактора сайта DOC22, многое объясняется тем, что снижается качество политиков, политики, партий:

– Я в свое время высказывал предположение, что время политтехнологий, как формы предвыборной борьбы, уходит и на смену бурному и веселому периоду 90-х и начала 2000-х придет, наконец, время борьбы программ, кампания станет более содержательной. Увы и ах – ничего подобного не наступило. Количественно технологий не стало больше, да и лучше качественно они тоже не стали. Ничего нового не появляется. Набор инструментария тот же, что и на прошлых выборах. Отсюда и качество всей кампании в целом.

Но, однако же, логическое завершение этой компании будет – не может не быть. И победителями на финише окажутся те, кто в оставшееся до дня Х время сумеет развернуться лицом к «своему» избирателю.

Смотрите также: