Через несколько километров его «японочка» зачихала и задергалась, а потом и вовсе встала колом. Полчаса на тридцатиградусном морозе Сергею показались вечностью. Хорошо, мужик на проезжавшей «Ниве» согласился отбуксировать до ближайшего сервиса. Там вынесли приговор: требуется либо капитальный ремонт, либо полная замена двигателя. Сергей тогда выложил 80 тысяч рублей. И считает, что это еще по-божески.
Откуда бензинчик?
В крае раскрыта схема конт- рабандного завоза топлива с территории Казахстана. Это продукция Павлодарского нефтехимического завода. По оценкам правоохранительных органов, можно вести речь о поставках на 1 млрд рублей.
Была даже продумана своеобразная криминальная логистика – чтобы удешевить и ускорить перевозку топлива, его везли не из самого Павлодара, а с нефтебазы в Семипалатинске.
Несмотря на то что ввоз осветленных нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ запрещен, дельцы нашли лазейку. На границу автоцистерны заходили с документами, по которым их содержимое определялось как «печное топливо», мазут. То есть то, что завозить разрешено.
По словам Михаила Чугуева, главного федерального инспектора в Алтайском крае, этим документам на таможне «почему-то верили».
От границы по российским дорогам те же машины уже везли, согласно подмененным документам, именно бензин и дизтопливо. Завезенные из Казахстана нефтепродукты расходились по сети АЗС малых компаний.
Некоторые эксперты полагают, что прошлой осенью поток контрабандного бензина и дизтоплива из Казахстана на Алтай и дальше транзитом в Новосибирскую и Кемеровскую области доходил до 1-1,5 тысячи тонн в сутки.
Примечательно, что крупные российские компании-поставщики заметно теряли в объемах мелкооптовой реализации. Так, за два месяца «Роснефть» продала всего 400 тонн горючего, хотя раньше реализовывала до нескольких десятков тысяч тонн.
Вывели из тени
Расчеты между поставщиками и покупателями велись полностью наличными деньгами и «в черную». Налоги с такой деятельности, естественно, не платились. Более дешевый бензин (26-27 руб/л) мог бы порадовать рядовых потребителей. Но качество такого топлива вызывает большие сомнения.
В торговле подпольным горючим, как во всяком криминальном бизнесе, велик соблазн еще более удешевить продукт. Вполне можно предположить, что для этого павлодарские нефтепродукты тоже «бодяжили», дескать, колхозный ЗИЛ все схавает!
Специалисты Алтайского топливного союза полагают, что на региональном рынке бензина и дизтоплива некачественной продукции порядка 30%.
Именно из-за такого горючего на дорогах края глохли автомобили в декабре-январе. – Сейчас ситуация качественно изменилась, – считает Михаил Чугуев. – После недавнего совещания, проведенного совместно с правоохранительными органами, было зафиксировано 16 явок с повинной водителей бензовозов, участвовавших в преступной схеме.
К слову
По данным Росстата, бензин марки АИ-92 в краевом центре стоит в среднем 28,33 рубля, в то время как общероссийский ценник держится на уровне 29,21 рубля.
Значительна разница и в стоимости бензина марки АИ-95: в Барнауле – 29,80 рубля, по стране – 31,26 рубля. Такая же ситуация наблюдается и по дизтопливу. Дизельное топливо в целом по стране в среднем стоит 31,5 рубля за литр, а в Барнауле – 29,92 руб.
Смотрите также:
- Александр Карлин: Материальную помощь нужно тратить «с умом» →
- Может, «на прикол»? или Почему бензин все больше кусается →
- Как в кризис выжить малозащищённым слоям населения? →