Бизнес-мимикрия

   
   

- Одним из главных свойств отечественных предпринимателей, как и российского общества в целом, на мой взгляд, является умение приспосабливаться к политическим, экономическим и социальным изменениям. Наши деловые люди умеют найти выход практически из любой сложной ситуации и подстроиться под любую перемену. Классики менеджмента назвали бы это способностью бизнесмена оперативно и эффективно реагировать на изменение факторов внешней среды. За примерами такого приспособления далеко ходить не надо.

Возьмем хотя бы случай в Горном Алтае. Один предприниматель продавал бутылку водки по 89 рублей, а вторую давал в подарок. Таким способом изобретательный делец решил обойти требование государства о минимальной цене на спиртное. Он так и «одаривал» покупателей. Пока не вмешался Роспотребнадзор. Наверное, кто-то из конкурентов «капнул».

Другой случай. Известно, что сейчас государство поощряет создание всяческих технопарков, основанных на объединении крупного и малого бизнеса. Это еще называется умным словом «субконтрактация». То есть «акулы» предпринимательства подкармливают «мелочь» небольшими заказами или контрактами. Наш герой, живущий в одном из регионов Сибири, решил действовать по принципу «помоги себе сам». Будучи владельцем небольшого холдинга из крупной и нескольких мелких фирм, он решил объединить их в технопарк на собственной производственной площадке. А под это, как поговаривают завистливые конкуренты, получить серьезную господдержку. И получил. Хотя формально здесь не придерешься – внешне все выглядит благопристойно.

Отдельно стоит сказать о способности к приспособлению, которой обладает банковское сообщество. Не секрет, что в последнее время государство и суды жестко взялись за банкиров. И ставку по кредитам в одностороннем порядке им повышать запретили, и комиссию за открытие и ведение ссудного счета запретили брать, и т.д. Однако представители кредитных учреждений не спешат унывать. На все посягательства на них у них один ответ: урезали в одном месте, добавим в другом и сохраним ту же прибыль. Снизили комиссии – повысим ставки по кредиту или увеличим еще какие-нибудь платежи. И в итоге заработаем необходимое энное число миллионов или миллиардов. И зарабатывают.

В общем, российские бизнесмены весьма горазды на выдумки. И, наверное, именно за счет этого как-то выживают.

Авторские колонки Михаила Палочкина

   
   

Смотрите также: