Кризис задел все без исключения слои российского общества – от бедняков до богачей. Причем последних он сделал более адекватными. Об этом на недавней Интернет-конфренции на сайте ИК «Финам» рассказала известный регионовед Наталья Зубаревич
- Давайте начнем с психологии. Меньше стало того, что я называю «пальцы веером». Это не только для бизнеса, а слава богу для всех. Кризис вернул более адекватные оценки и возможностей страны, и ее места и тех рисков, которые до сих пор существуют в России. Для бизнеса стало, к сожалению, еще больше понятно, что близость к власти и срощенность с властью – это лучшее решение снижения издержек, связанных с кризисом. Потому что в тех или иных формах поддержку получали в первую очередь аффилированные с властью бизнесы. Это конечно и на федеральном уровне происходило, а на региональном – по-разному, потому что ресурсы разные.
Единственное исключение по всем крупным компаниям и градообразующим предприятиям срощенность никакой роли не играла, там надо было отчитываться перед федеральными властями за показания безработицы, там что называется «давили» всех.
Что касается благосостояния. Формально по российским статистическим данным, мы закончили 2009 год со среднедушевыми доходами населения и средней зарплатой соответствующей в реальном выражении показатель 2008 года. Но тут есть вопросы конечно и к измерению, есть и некоторые вопросы в виде объяснения, что вливания государственных денег в виде социальных денег было огромным – все виды социальных выплат выросли на 60%.
Но есть и еще одно объяснение – это средняя температура по больнице. В России есть регионы, которые кризис ушиб гораздо сильнее, есть регионы, которые его практически не заметили, так как они живут на бюджетные деньги и федеральные трансферты. Есть три группы регионов, где доходы сократились: промышленные регионы с самыми высокими темпами спада (даже если статистика доходов этого не показывает, это показывает статистика потребления); нефтегазовые регионы, где могучие премии, бонусы и надбавки сокращали, а также надбавки бюджетникам, поскольку их бюджеты сильно сократились; третья группа – территории с городами-миллионниками, где сильно просел средний и малый бизнес в секторе услуг (это мы не можем подтвердить в цифрах, это видно по приличному сокращению оборота розничной торговли).
Смотрите также:
- Минфин выступает за консервативный подход в прогнозировании доходов бюджета →
- Российская экономика в сентябре: санкции – не смертельны, но и не безобидны →
- Михаил Гундарин: «Для кого писаны майские указы Президента?» →