Зарплатный вопрос – «больная мозоль» многих жителей края, находящегося, мягко сказать, далеко не на первых строках рейтинга доходов населения Сибири. Она, конечно, постоянно ноет, но от случая к случаю – хоть криком кричи. Для некоторых людей, с особо низким болевым порогом, таким случаем могут даже быть свежие (очередные) данные о среднем уровне зарплаты по региону или в отдельной сфере деятельности (даже без подчёркивания его роста!). Под их горячие словеса попадают и те, кто «сочиняет эти сказки», и те, кто их пересказывает. «Где вы эту цифирь взяли?», «…цать лет работаю, больше 10 тысяч даже с переработкой в глаза не видела!» – и это ещё «цветочки».
Растём или не растём?
Но как бы кто бы ни относился к статистике, её данные берутся не из воздуха. Если по 2008 г. среднемесячная номинальная зарплата в расчёте на одного работника в крае была равна 9732 руб., а по итогам прошлого её размер составил 18008 рублей, то увеличение есть факт.
По данным Алтайкрайстата, в 1 квартале с.г. средняя зарплата составила 17 918 руб., в марте достигнув более 18 с половиной тысяч (660 415 работников, фонд начисленной зарплаты – 35 млрд 499 тысяч, – ред.). Если представить, что есть реальный житель края, который получал и получает зарплату в названных размерах, то за пятилетку она увеличилась практически вдвое.
Можно, если нужно
Что касается бюджетной сферы, то доходы её работников увеличиваются более планомерным образом, чем где-либо, благодаря одному из «майских» Указов Президента РФ 2012 г. Способы достижения «целевых показателей» некоторые считают… небез- укоризненными (это не только выделение дополнительных средств, но и «оптимизация сети бюджетных учреждений и штатной численности работников», и – чего греха таить – нередко повышенная нагрузка). Тем не менее «процесс пошёл». Правда, время недавнего видеоселектора с руководителями муниципалитетов Даниил БЕССАРАБОВ, заместитель губернатора, вынужден был констатировать, что в ряде территорий не обеспечено выполнение показателей «дорожных карт» по повышению зарплаты работников муниципальных учреждений.
Но хотя бы тут понятно, как с кем работать, чтобы к 2018 г. достичь поставленной цели. А вот есть ли способ воздействовать на руководителей внебюджетных предприятий, реального сектора экономики, или «хозяин-барин»? – задаются вопросом многие наши читатели. Вот так, чтобы власти силком заставили, допустим, руководителей алтайских строительных компаний обеспечить среднюю зарплату в отрасли не в 17 тысяч, а в тридцать, как в соседней Новосибирской области, – такого не может быть. Но вот трёхстороннее соглашение на 2014-2016 г между администрацией края, профсоюзами и краевыми объединениями работодателей обязывает соблюдать определённые «правила приличия». К примеру, обеспечивать оплату труда работников не ниже размера, предусмотренного в отраслевых тарифных соглашениях. А в случае их отсутствия – «обеспечивать темп роста средней заработной платы в 2014 г. не ниже 113,5 % в организациях, где средняя зарплата менее 21000 рублей, в организациях сельского хозяйства – менее 13500 рублей» (есть, конечно, некоторые предприятия, не пожелавшие присоединиться к Соглашению, но они вызвали подозрение и властей, и фискальных органов, – ред.).
По словам Сергея СЕРОВА, председателя правления Союза агропромышленных предприятий края, для стимулирования работодателей к повышению зарплаты работников (в 2013 – 12582 руб.) в порядках предоставления господдержки сельхозтоваропроизводителям предусмотрены условия по обеспечению размера зарплаты не ниже минимального уровня, установленного в крае, и дифференциация ставок субсидий в зависимости от размера зарплаты. «Плохоплатящие» руководители промышленных предприятий тоже не могут рассчитывать на поддержку властей. Существует в крае и отдельный план мероприятий, направленный на повышение уровня заработной платы, легализации доходов и выполнение обязательств по установлению размера зарплаты работникам реального сектора экономики. Но и им, работникам, не помешало бы поучаствовать в процессе. Пока же случается, что те, кто чаще всего требует от журналистов(!) защитить их право на достойную зарплату, даже фамилии «стесняются» называть. Вдруг уволят…
Кстати
Региональное отделение Фонда социального страхования РФ совместно с Гострудинспекцией проводит выборочные проверки страхователей по поводу выплаты «серой» заработной платы.
В частности, на основе данных годовых отчётов за 2013 г. зарплата ниже МРОТ (5205 руб.) была выявлена у 3925 страхователей, ниже прожиточного минимума на территории края (6691 руб.) – у 1651 работодателя.
Отчётные сведения были направлены в краевую межведомственную комиссию по легализации заработной платы.
Мнение эксперта
Юрий АБДУЛЛАЕВ, руководитель краевой организации проф- союзов работников образования и науки:
– В первую очередь нас волнует вопрос, связанный с повышением зарплаты работникам учреждений образования. Проф- союзы в течение многих лет добивались этого, поэтому мы приветствовали майские Указы (Президента РФ, – ред.). Впервые закреплено, что уровень средней зарплаты учителей не может быть ниже средней зарплаты в экономике соответствующего региона…
Сложности в исполнении Указов связаны в первую очередь, с бюджетной обеспеченностью нашего края и неравными стартовыми возможностями субъектов РФ. Например, в крае с 2007 г. активно ведётся реструктуризация сети образовательных учреждений, оптимизация штатных расписаний. А есть регионы, где это только начинают делать. То есть у них – старт, а у нас эти мероприятия фактически исчерпали свой ресурс. Речь идёт о том, что почти треть расходов на исполнение Указов – это средства, полученные за счёт оптимизации сети учреждений…
Краю необходимо работать с федеральными органами по повышению субсидий из бюджета.
Мнение власти
Александр КАРЛИН, губернатор края:
– Многие жители края получают заработную плату меньше, чем средняя по региону. Для некоторых цифра в 8-10 тысяч – это суровая реальность. Низкие зарплаты формируют для региона целый комплекс слабых позиций и проблем… Но власть, даже самая лучшая, не в состоянии в одиночку справиться с этими проблемами. Огромная часть ответственности лежит на бизнес-сообществе, профессиональных союзах… Рост доходов наших граждан не должен целиком и полностью достигаться за счёт бюджетной составляющей – зар- плат бюджетников, социальных выплат. Смысл конституционной нормы о социальном государстве именно во взаимной ответственности государства, общества и бизнеса.
С текущего года каждый руководитель органа исполнительной власти будет отчитываться о достигнутых темпах роста зарплаты в курируемой отрасли. Кроме того, им необходимо владеть информацией о средней и минимальной зарплате на конкретных предприятиях. В отраслевых соглашениях мы должны ставить ориентиры среднеокружные. Наличие конкретного видимого ориентира сделает работу более эффективной.
А «выйти из тени»?
Виктор ПАНИН, руководитель Государственной инспекции труда Алтайского края:
– Рост заработной платы всегда идёт за развитием экономики. Тут, по-моему, двух мнений быть не может. Чем лучше мы будем развиваться, тем выше будем подниматься в рейтинге зарплат регионов СФО, на который так любят кивать некоторые. Но если говорить о тех средних размерах зарплаты по краю и по конкретным отраслям реального сектора экономики, которые мы видим сегодня, то не исключаю, что они по факту больше. Имею ввиду распространённость «конвертных» выплат. Их объём я даже примерно оценить не возьмусь. В краевой Стратегии развития сферы труда, принятой в конце прошлого года, речь в числе прочего идёт и об этой проблеме, но пока – в том числе и в силу некоторых формальных моментов – мы не очень продвинулись в её решении.
Смотрите также:
- Краевые власти намерены бороться за повышение зарплат? →
- Без борьбы – нет победы! →
- В крае обсудили бюджет →