«Я готовил ей яичницу». Откровения похитителя школьницы, севшего на 20 лет

Олег Лавкин приговорен к 20 годам заключения в колонии строгого режима. © / Скриншот видео / "Толк"

История похищения 12-летней девочки в Алтайском крае в 2021 году прогремела на всю страну. Школьница пропала среди бела дня: уехала кататься на велосипеде и исчезла. Сотни людей отправились на ее поиски, велосипед и вещи ребенка нашли недалеко от реки. Все детали указывали на то, что девочка утонула, но водолазы тела не нашли. Люди не отчаивались и продолжали поиски. Через 1,5 суток девочка вернулась домой живая и практически невредимая. Как выяснилось позже, к исчезновению школьницы был причастен местный житель Олег Лавкин. Он приметил девочку, когда та каталась на велосипеде вдоль кромки леса, похитил ее и увел в свое «логово». Дома он посадил ее на цепь в подвале, будто собаку, кинув пару одеял, а когда понял, что его вот-вот разоблачат, подался в бега. Суд приговорил похитителя к 20 годам в колонии строгого режима…

   
   

Уже полтора года он находится в рубцовской колонии. Работает там уборщиком, моет полы, иногда посещает библиотеку, ходит в небольшую церквушку, говорит про бога, как будто тот от него не отвернулся. В истории Лавкина было много пробелов: почему он пошел на похищение школьницы, что ему нужно было от девочки, почему он решил ее отпустить и раскаивается ли он в произошедшем. Ответы на эти вопросы попыталась найти корреспондент «Толка» Валентина Аскерова, ведущая специального проекта «Я раскаиваюсь», который реализуется совместно с УФСИН по Алтайскому краю. Девушка поделилась с altai.aif.ru эксклюзивными кадрами беседы с осужденным, которые не вошли в финальный выпуск.

В свободное время Лавкин посещает библиотеку. Фото: "Толк"/ Скриншот видео

Про семью и разочарование

- Олег, для начала расскажите про себя и свою семью. Какие у вас отношения?

- Семья была - мама, папа… Когда они развелись, я уже был совершеннолетним. Жена была, ребенок родился. Сейчас дочери 24 года. Но в связи с этими событиями, преступлением, которое я совершил, она со мной вообще никак не общается.

- И вас это как-то тревожит, тоскуете по дочери?

- У меня хорошие взаимоотношения были с дочкой, для меня они очень важны, но вышло так, что никаких взаимоотношений у нас больше нет. Я пытался позвонить, но разговор не получился.

   
   

- Почему не сложилась семейная жизнь?

- В свое время нужно было кормить ребенка, мы географически разделились. Я постоянно был в командировках в Москве, обстоятельства вынудили нас каждого жить своей жизнью.

Из-за ребенка не разводились, создавали видимость семьи, но когда ребенок более-менее повзрослел, развелись. У нее сейчас своя семья…

- А больше ни с кем не встречались или не хотите другую семью?

- Мне хватило одного раза. Особо позитивных моментов в семейной жизни я не увидел.

- Разочаровались?

- Разочаровался.

- Где вы работали?

- В Москве 11 лет прожил, потом вернулся на Алтай. Стал ходить по горам, металлом заниматься, по большей части аффинажем – очищением дорогих металлов от примесей.

- Это официально?

- Официально на металлах сложно заработать, поэтому все было неофициально.

«У меня нет конкретного ответа»

- Олег, что вас привело к тому, что вы пошли на такое преступление?

- А вы и не поймете. Это постоянный вопрос – что заставило тебя совершить вот такой поступок. Это, скажем, тот вопрос, на который у меня нет ответа конкретного. Если я буду отвечать, то буду отвечать несколько часов, и меня это приведет в знаменитый город Орел, где содержатся преступники с психическими отклонениями. Я могу краем передать.

- Попробуйте объяснить.

- В интернете есть информационные программы, которые делают человеческий склад ума демоническим. Скажем, происходит рождение демона у человека в голове посредством информационного воздействия. Я думал, что сильнее любого воздействия, но так же, как и все, оказался ему подвержен.

- И что же это за демоны такие…

- Человек может «заразиться» информационными вирусами. Это как болезнь, и это распространяется <…> В старину у демонов даже были имена, в религиозных течениях у них свое описание. Демоны существует, и имеют влияние на человека.

- Вы раньше были знакомы с девочкой?

- Нет, я с ней не был знаком. Я ее вообще не знал. Знал лишь, что она падчерица определенного человека.

- Так похищение было незапланированным?

- Не планировал. Естественно, это было следствием цепочки различных событий в жизни, но, наверно, я, действительно, не планировал.

Знаете, есть люди, которые колеблются, пока решение не принято, а если решение уже принято, то колебаний не остается. Человек делает. Я из той категории людей, которые приняли решение за несколько секунд.

- Сколько вы ее держали взаперти?

- Полтора суток она провела у меня. У меня не получалось отпустить ее раньше по тем обстоятельствам, что велись очень активные розыскные мероприятия.

- В СМИ писали, что вы планировали жить с девочкой вместе…

- Я вдул девочке в голову эту информационную пустышку, чтобы с этим потом долго разбирались. Я готовился к тому, чтобы податься в бега и путал следы. Я много чего наговорил. Это самый интересный вопрос – для чего. Я 20 лет отсижу и тогда, может быть, скажу. Девчонку я не трогал, но если я начну говорить, для чего ее похитил, то это образует состав следующего преступления, могу наговорить себе на новый срок.

Страшно звучит – держал на цепи, но на деле все выглядело гораздо мягче. К девочке я отнесся по-человечески: накормил ее, не стал удерживать, боролся с собой, общался с ней. Мы обсуждали с ней ситуацию, когда похититель и похищенная в одном помещении обсуждают, что дальше. Похититель говорит: «Я не могу тебя отпустить, потому что у меня разрушится жизнь», а она говорит: «Я никому не скажу». Мы оба понимаем, что это не так.

- А как получилось, что решились? Где ее увидели?

- Я ездил за дровами на мотоблоке, а она каталась на велосипеде вдоль леса. Я ее и похитил. Все травмы, которые она получила в момент похищения – две царапины на коленке и локте. Никаким оружием я ей не угрожал, не бил. Помещения приспособленного для того, что она не сбежала, у меня не было. Все, что было из средств удержания – цепи и пара замков. Вот и все. Девочка находилась в подвале. Это обычный погреб – не подвал маньяка со встроенным видеонаблюдением.

Потом я сказал, что там остались улики и мне нужно срочно их убрать. Попросил потерпеть пару часиков. Надавал ей одеял, чтобы она не замерзла, и поехал убирать велосипед, мобильник и все такое.

Потом покормил её – приготовил яичницу с колбасой и кетчупом. Она перекусила и спала уже в нормальных условиях – на диване. Там же мы беседовали, но недолго, так как нам пришлось прятаться. На велосипеде, который потом нашли, осталась краска от кузова мотоблока. Я ждал, что полиция придет с обыском, но мы успели спрятаться. Правда, место было неудачное - пространство между полом и грунтом. Там небольшое отверстие.

- Почему девочка не кричала, чтобы ее спасли?

- Она бы могла, если бы захотела, но я ей пригрозил. Эти слова впоследствии потянули на статью 119 «Угроза жизни и здоровью». Я просто сказал ей, что если нас найдут по причинам, к ней не относящимся, то покончу с собой. А если из-за нее, то я ее убью. Но я не убийца, я по определению не могу ребенка убить. Никогда ребенка не убивал и понятия не имею, что это такое. Припугнул, и мне стоило это добавки к сроку.

После того как я отпустил девочку, подался в бега. Ловили меня до 13 августа где-то и не поймали бы, если бы я не захотел покурить. Никотиновая зависимость… Я просто выбрался в магазин за сигаретами.

- А ваша дочь, действительно, была в курсе похищения?

- Дочка должна была уйти на пикник, но все никак не уходила, а девчонку уже нужно было уводить. Я прикинул, что все равно подамся в бега и все вскроется, мы вылезли, и я дочке обо всем рассказал. Она была в шоке…

Потом я собрал рюкзак, мы с девочкой прошли через огород в полянке по соседству с кладбищем. Попросил девчонку дать мне 15 минут на «покурить. В лесу было видно фонари, сказал ей, что это её ищут. Она сказала, что, наверное, тоже станет волонтером и будет искать пропавших детей.

Из материалов дела я знаю, что она побежала и испугалась, что я передумаю и вновь ее схвачу. Нырнула под обочину и сидела там плакала. Плач услышал сторож птицефабрики, начальником которого является как раз отец девочки. Он ему позвонил, и девочка вернулась домой.

Постскриптум

Как заверяет сам Лавкин, на УДО ему можно даже не рассчитывать, учитывая статьи, по которым он попал за решетку. Сам же похититель со своим приговором не согласен и заявляет, что даже за двойное убийство с особой жестокостью дают чуть меньше… Он до сих пор считает себя «белым и пушистым» и жалеет лишь об одном – что попался.

На вопрос об общении с другими осужденными Лавкин сказал, что с трудом «прошел через весь этот ад». В народе давно ходят истории о том, что делают в колониях с заключенными, осужденными за преступления в отношении детей. Как оказалось, в них есть доля правды.

«Даже за решеткой меня знала куча народу и хотели совершить со мной определенные действия. Где-то покалечить, сломать, убить, у всех разное. У каждого свои хотелки и желания», - рассказал осужденный.

Несколько раз в месяц осужденный общается с матерью по телефону. То, что натворил сын, женщина с ним не обсуждает. Да и за все время его заключения ни разу не навестила сына в колонии… Может, женщина не рискует ехать на такое большое расстояние, как говорит Лавкин, а может, просто нет желания…