Прятал лицо, говорил тихо. Как прошел суд над страшным барнаульским маньяком

Виталий Манишин скрывал лицо от журналистов. © / Виталий Барабаш / АиФ

Предполагаемый барнаульский маньяк, которого в начале этого столетия окрестили «кровавым ректором», оказался бывшим чиновником из соседнего с  Барнаулом  Калманского района. Прошло больше года с тех пор, как следователи задержали подозреваемого в серии зверских убийств и изнасилований Виталия Манишина, и это резонансное дело, наконец, ушло в суд. Накануне корреспондент altai.aif.ru отправилась на заседание в Калманку, чтобы встретиться с Манишиным лицом к лицу, хотя увидеть маньяка воочию даже в стенах суда оказалось непростой задачей.

   
   

Калманка

От Барнаула до Калманского района ехать меньше часа. Трасса А-322 идет вдоль полей и густых лесополос. Как раз вдоль этой дороги маньяк и избавлялся от тел убитых им девушек и женщин… Всего Манишину вменяют 11 эпизодов: шесть убитых абитуриенток политеха, одна абитуриентка ПТУ, две женщины, которые хотели устроиться на работу в Барнаул, а также мама одной из поступавших тогда девчонок. Еще одну девушку, которая стала самой первой жертвой, Манишин, как считают в СК, убил 34 года назад в селе Зеленая Дубрава Родинского района и прикопал в поле.

22 июня все материалы по Манишину отправили в суд. Как ранее объяснял следователь по расследованию особо важных дел СУ СК по Алтайскому краю Иван Зеленский, районный суд был выбран не случайно – на территории Калманского района было совершено большинство преступлений. Дело будет рассматривать судья Наталья Федорова. Ранее она уже встречалась с Манишиным, правда, тогда у него было другое амплуа – чиновник администрации.

К слову, здания районных сельсовета и суда находятся прямо по соседству. Еще несколько лет назад Манишин гулял по площади в пиджаке и был абсолютно свободным человеком, а теперь закован в кандалы. Низкий, сгорбившийся с нахмуренными бровями и пустым взглядом – так сейчас выглядит предполагаемый серийный убийца.

«Раньше он заходил ко мне в магазин, на обед покупал что-нибудь, - рассказала журналистам продавщица местного магазина. – У него лицо такое было всегда, будто его что-то удручает, всегда в своих мыслях».

   
   

Сейчас, глядя на Манишина, и не скажешь, что он чем-то удручен. Скорее, взволнован большим количеством журналистов, которые приехали на первое судебное заседание. Когда обвиняемого выводили в зал суда, Манишин спрятал лицо в капюшон сине-голубой олимпийки. Даже во время заседания он не поворачивался в сторону СМИ, лишь смотрел в пол, опирался плечом на решетку и теребил в руках цепь.

Открыть нельзя закрыть

3 июня в зале Калманского районного суда Манишину избирали меру пресечения – срок по ней  должен был вот-вот истечь. Прокурор запросил для обвиняемого арест еще на полгода – до 21 ноября 2024 года. Сам Манишин против СИЗО не возражал, как и его адвокат, предоставленный государством. Интересы предполагаемого убийцы отстаивает Лариса Ростовцева. Судя по данным из открытых источников, её стаж составляет больше восьми лет. Ранее Манишин защитников особо не жаловал – отказывался от платных адвокатов, так как их точки зрения не совпадали.

В силу большого резонанса многих интересовал вопрос, как будут проходить суды, и пустят ли на заседания тех, кто не является участником судебного процесса. Сторона гособвинения против открытости не возражала, а вот у адвоката обвиняемого и самого Манишина позиция иная.

По словам Ларисы Ростовцевой, дело необходимо рассматривать в закрытом режиме, так как во время рассмотрения материалов могут всплыть интимные подробности участников суда, а также информация, которая может унизить честь и достоинство. По всей видимости, речь идет о личной жизни Манишина и, вероятно, его жертв, среди которых есть несовершеннолетние. Кроме того, защита обвиняемого передала судье слова гражданской супруги Манишина Татьяны Лопиной – якобы родных «маньяка» одолели журналисты, приезжающие к их дому и пытающиеся пройти на территорию частного владения. Лопину возмутили и публикации, которые потом обсуждают в деревне…

Сам же Манишин ничего говорить не стал. На все вопросы судьи отвечал лаконично и очень тихо, старался лишний раз не поднимать голову, чтобы журналисты не успели запечатлеть его лицо.

По итогу предполагаемого серийника оставили под стражей еще на полгода, как и запрашивал прокурор. Первое заседание по делу пройдет 17 июня, но, по решению суда, в закрытом режиме. Журналистов и иных лиц, которые к делу не относятся, на него не пустят. Остается надеяться, что судебный процесс пройдет быстро, ведь в этой трагичной истории, растянувшейся на более чем 30 лет, давно пора поставить точку.