В Егорьевском районе Алтайского края продолжают дотушивать крупнейший за несколько десятков лет лесной пожар. И вроде бы никто не пострадал, близлежащие деревни целы, а сердца местных жителей все равно болят – за лес, от которого остались черные стволы, да серый пепел. Как боролись с огнем, и восстановится ли бор – в материале altai.aif.ru.
Бой за деревню
Этим летом в Егорьевском районе не было ни одного дождя… В первых числах июня в районе начался крупный пожар, но его удалось потушить. Никто не ожидал, что уничтожающее пламя вернется так скоро. Вечером 19 июня в лесу вновь заметили дым: буквально за два часа площадь пожара достигла 150 гектаров, а над лесом будто бы загорелось небо.
«Посмотрели в окно, а там красное зарево, будто апокалипсис. Вынесли стульчики на улицу и сидели, ждали. Потом пришло СМС о том, что сбор у местного клуба, собрали вещи и пошли. Да, готовы были уехать, а куда деваться?» - рассказывает одна из жительниц поселка Перешеечный.
Люди признались, что страшнее всего было в ночь со вторника на среду – это были второй и третий день пожара. Направление ветра несколько раз менялось, и пожарные просто не могли предвидеть, в какую сторону двинется пламя. В какой-то момент была реальная угроза поселку, поэтому было принято решение об эвакуации: к местному дому культуры пригнали автобусы, люди в спешке собрали самое необходимое и готовы были бежать из своих домов. Но затем угроза спала, и спустя время сельчан отпустили по домам.
В петле огня
Большинство местных жителей работают в лесничестве. Еще два дня назад казалось, что здесь собралась вся деревня, в основном, мужчины. Из разных сторон то и дело доносился звук рации, и каждый раз, когда звучали сообщения, все затихали.
Как рассказала заместитель директора по лесохозяйственной деятельности лесничества Евгения Бобровская, пожарным и лесникам последнюю неделю приходилось работать сутками . Были и те, кто спал всего по паре часов по ночам.
«Было сразу ясно, что пожар серьезный: интенсивность горения была высокой, из-за чего над лесом поднялся высокий плотный столб дыма. Обычно дым появляется постепенно, а тут сразу. Мы среагировали быстро: уже через 20-25 минут были на месте», - рассказала женщина.
С наблюдательных вышек следить за распространением пожара было почти невозможно – сильное задымление затрудняло видимость. Поэтому к работе привлекли вертолет. Командир воздушного судна Вячеслав Демихов совершает в день по два вылета, которые длятся около двух часов. За это время наблюдатель очерчивает периметр огня и ориентирует пожарных, в каких участках наиболее серьезная ситуация. Это важно, так как человек может оказаться в огненной «петле» и даже сам этого не подозревать.
Таких крупных лесных пожаров, как признался Вячеслав, он еще не видел – из-за сильного ветра и большого выброса тепла от верхового пожара летать над лесом было крайне рискованно.
«Огонь может окружить человека, и тот может даже не догадываться, что попал в петлю и «мешок» уже захлопнулся», - отметила Евгения Бобровская.
У каждого своя задача
На линии соприкосновения с огнем – одни мужчины. Это работа отнюдь не женская: черные руки, лица, измаранная одежда и красные от усталости глаза. Мужикам приходилось туго: работа по 24 часа, короткий сон не то в машине, не то на раскладушке, краткие перерывы на перекус. Кстати, питание было организованным: два раза в день на участки приезжали машины и развозили еду из местной столовой, с которой заключили контракт. Но, конечно, что-то лесники приносили и из дома: к примеру, когда мы приехали в лес, несколько мужчин, усевшись у дерева, делили ароматные домашние пирожки.
«Конечно, хочется домой поскорее. Но нужно сначала с пожаром разобраться, а потом уже спокойно отдыхать», - говорит один из лесников.
Так как пожар произошел на участке арендатора холдинга «Алтайлес», то компания представила много сил и средств для пожаротушения. Также в борьбе за лес участвовали Минприроды Алтайского края, управления ГО ЧС и ПБ. Помогали и пожарные-десантники из Ханты-Мансийского автономного округа. Им выделили отдельный участок, охватывающий семь километров леса. Учитывая площадь пожара, это довольно большая помощь!
Также к тушению привлечен самолет-амфибия БЕ-200. Судно помогало в тушении наиболее опасного пожара – верхового. Дело в том, что потушить такой пожар с земли практически невозможно: он движется с огромной скоростью по верхушкам деревьев, температура в очагах возгорания в этот момент поднимается вплоть до тысяч градусов. Самолет сбрасывает на пламя 14 тонн воды, а уже потом пешие пожарные дотушивают огонь по земле.
Но если мужчины работают непосредственно в эпицентре стихии, то женщины – их «маяк». Как рассказал директор по лесному хозяйству ЛХК Валерий Савин, в основном сотрудницы занимаются организацией мероприятий по тушению. К примеру, замдиректора лесничества Евгения Бобровская координирует работу участков: перекидывает людей с одного на другой. На этой хрупкой женщине огромная ответственность, ведь в случае ошибка кто-то из рабочих может пострадать.
Страшное – позади
В минувшие выходные в Егорьевском районе прошел долгожданный дождь. Пожар удалось локализовать на площади 9760 гектаров, но тушение еще продолжается. По словам Валерия Савина, контролировать обстановку будут еще не один день, чтобы убедиться, что огонь вновь не возникнет.
К слову, прошедший пожар не пощадил ни старые, ни молодые деревья. Если раньше вдоль дороги на Волчиху виднелся густой зеленый лес, то сейчас – страшная картина: обгоревшие и поваленные деревья, дымка, черная выгоревшая трава и мертвая тишина. Восстанавливаться лес будет около 100 лет, а это значит, что наше поколение прежним это место уже не увидит.