Факты недавно предал огласке депутат Заксобрания Алексей Кушнарев, описав – со слов некоторых медработников Быстроистокской районной больницы – ситуацию с будущими мамочками района.
Роды под запретом?!
Выходило так, что в ЦРБ есть только койко-места для «сохранения» женщин с патологией беременности, а непосредственно для рожениц нет ни одного. Т. е. роды в больнице принимать нельзя!
Рожать «поселянкам» предлагается в Бийске. До него только из райцентра 100 км, а есть и более отдаленные села. У ЦРБ нет средств, чтобы отправлять женщин своим транспортом, личным – тоже далеко не все богаты.
Поэтому некоторые роженицы, посетовал депутат, просто не имеют возможности ехать «туда-обратно» в Бийск (были упомянуты и неблагоприятные погодные условия, и состояние дорог в это время), а поэтому вынуждены рожать дома. Это в принципе рисково, а порой приводит к печальным последствиям…
По словам Кушнарева, аналогичная ситуация имеет место и в ряде других районов края: «Где-то власть тратит миллиарды для создания высокотехнологичных центров, а в селах не могут найти средства на содержание хотя бы одной койки, но при этом все твердят о модернизации медицинского обслуживания!».
Своим выступлением на сессии АКЗС он хотел инициировать рассмотрение вопроса об увеличении количества коек для беременных и рожениц в больницах региона (тем более что рождаемость-то у нас растет!).
«Примем, куда же денемся…»
При ближайшем рассмотрении все оказалось немного не так. Во-первых, оба факта упомянутых родов, с якобы невозможностью рожениц попасть в больницу или непринятием их в ЦРБ, никак не связаны.
И в том, и в другом случае роды были преждевременными; женщины, по информации медиков, к беременностям относились… легкомысленно; к возможности скорой помощи не прибегали, и постфактум претензий никому не предъявляли.
Во-вторых, роды – если уж возникнет такая необходимость – в Быстроистокской ЦРБ и теоретически, и практически принять могут.
«Примем, конечно, куда ж мы денемся, – кажется, с другой стороны телефонного провода улыбается Екатерина Стародубова, гинеколог ЦРБ. – И отдельная койка у нас для этого есть». Другое дело, что задача медиков этой и других «районок», где нет родильных отделений в общем понимании этого слова, миниминизировать случаи такой необходимости.
По стандарту Согласно стандартам оказания медицинской помощи, введенным ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ЦРБ может оказывать помощь только пациенткам с физиологическим течением беременности (т. е. без патологий), а таковых с каждыми годом, увы, все меньше.
Чтобы роды у «проблемных» женщин прошли максимально успешно, их направляют в межрайонные или краевые учреждения, где и оснащение, и обширный штат опытного персонала «рассчитаны» почти на любое развитие событий.
По этой логике, в районах, где в принципе невысокая «детородная активность» (к примеру, 30-50 беременных в год, как в Быстроистокском), содержать целое родильное отделение при том, что воспользоваться его услугами смогут единицы здоровых женщин с «безугрозной» беременностью, нецелесообразно.
По данным крайздрава, предоставленным нам, количество учреждений, оказывающих помощь беременным в регионе, остается прежним – 47. Из них родильные койки имеются в 29 ЦРБ.
В 2012 г. на них принято 4187 родов, что составляет 12,8% от общего количества и соответствует доле женщин с физиологическим течением беременности.
Но и в каждой ЦРБ, не имеющей таких, созданы условия для принятия экстренных родов, – уверяют в ведомстве. Такая возможность предоставляется всем женщинам, категорически отказывающимся рожать в межрайонных отделениях.
Погодить родить
По мнению Стародубовой, они чаще не «категорически отказываются», а просто «тянут до последнего», в расчете, что тогда-уж в Бийск не отправят, получится родить в «родной» больнице.
В общем-то, каждой женщине хочется, чтобы ее почаще в роддоме навещали, баловали вкусненьким, а вскоре после родов счастливые родственники под окнами кричали ура и «в воздух чепчики» бросали…
А из удаленного роддома даже не каждую сельскую мамочку родня забрать может. Так что у гинеколога Быстроистокской ЦРБ не в том головная боль, что она и ее коллеги якобы не могут помочь «экстренной» роженице.
В больнице сейчас получается 7 «женских» коек. Для того чтобы называться гинекологическим отделением, не хватает трех. А без статуса отделения, просто «площадке», не положен круглосуточный пост, и штатное расписание по-другому выстроено.
«Вот привезут в больницу по скорой роженицу, каждая минута дорога, а надо будет акушерку из дома вызывать…, – рассчитывает что-то для себя врач.
– В общем, нам бы хотелось, чтобы добавили гинекологических коек, тем более что таких больных у нас много, в прошлом году пролечили вдвое больше плана. Такая вот ситуация…
Мнение эксперта
Тогда, как минимум, будет понимание, что раннее начало сексуальной жизни, беспорядочные связи, сигарета – огромный риск здоровью женщины и ее потенциальному ребенку. И что беременность должна быть планируемой, с предшествующим медицинским обследованием пары, с т. н. холодным периодом у супруга, когда полгода «до того» категорически нельзя ни капли спиртного, и т. д.
А у нас ведь сейчас зачастую женщины даже понятия не имеют, что самый ответственный период беременности – первые 12 недель, когда в ребеночке все закладывается! В это время крайне необходимо соблюдение режима, особое питание, душевное спокойствие.
У нас же многие женщины приходят к гинекологу позже, уже перенервничав от «подозрений» и – что бывает нередко – от незнания и непонимания, как известие о беременности воспримет вторая половина…
А беречь себя мы начинаем, когда животик уже вот такой, потом получаем преждевременные или осложненные роды, слабенького ребеночка и начинаем винить медицину.
Что касается системы здравоохранения, то у нас в крае она серьезно окрепла в последние годы. В тех же райцентрах и крупных селах посмотрите, какие больницы появились, оборудование. Но надо понимать, что мы живем в очень специфичном регионе, с огромной территорией, с множеством малых и удаленных сел. Меня, наверное, не все поймут, но мне кажется, что аккумуляция населения в крупные населенные пункты неизбежна, и логично именно в них усилять медицинскую базу.
Мнение власти
Для первичного медико-санитарного звена, к которому относятся центральные районные больницы, приоритетной задачей является ранняя диаг-
ностика заболеваний, их профилактика, реабилитационные мероприятия. В связи с этим ЦРБ оказывают медпомощь пациенткам с физиологическим течением беременности, и, в случае необходимости, экстренную помощь роженицам, не пожелавшим лечь на дородовую госпитализацию.
Для повышения качества оказания медпомощи женщинам районов требуется совершенствование диспансерного наблюдения пациенток в амбулаторных условиях и активизация работы соцслужбы с целью создания ответственного отношения самих женщин к их положению.
Готовьтесь заранее
За месяц до родов определились с клиникой, съездили на личную встречу с доктором, заблаговременно предупредили своих работодателей о сроках появления ребенка (на Кипре нет декретного отпуска в нашем понимании), чтобы можно было без проблем погрузиться в родительские хлопоты.
Я могу понять дискомфорт женщин, которым предлагается рожать в отдалении от дома и ежедневной заботы родных, но и мотивы медиков понятны. Мне кажется, что в таком вопросе, как появление на свет новой жизни, нужно руководствоваться не эмоциями, а только здравым смыслом.
И за время беременности можно успеть подготовится к «родовой командировке» и эмоционально, и «технически». Если нет личной машины, договориться с кем-нибудь из односельчан о транспортной услуге, отложить денег на бензин.
В том населенном пункте, где предстоит рожать, можно попробовать поискать «знакомых знакомых», у которых муж или мама роженицы могут остановиться на день-другой и так далее. Мир все-таки не без добрых людей!
Смотрите также:
- Оптимизация без оптимизма. В Алтайском крае сократят места в роддомах →
- Почему врачи из регионов обращаются за помощью к коллегам из Москвы? →
- Что говорят алтайские депутаты о кадровой проблеме здравоохранения? →