Чудо-маралПантовое оленеводство может и должно стать брендом края

Для лечения и красоты

   
   

Татьяна Зеленина, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края:

– Развитие пантового оленеводства и мараловодства является одним из приоритетных направлений агропромышленного комплекса Алтайского края. Многие годы в крае развивается переработка пантового сырья. Сегодня, развивая агропромышленный комплекс и производство сельскохозяйственной продукции, необходимо обеспечивать глубокую переработку сырья, в том числе и продуктов пантового оленеводства.

Благодаря пантовому оленеводству развиваются многие предприятия края, которые выпускают функциональные продукты, направленные как на лечение, так и на профилактику и оздоровление нашего населения. Продукция пантового оленеводства края стала известной далеко за пределами нашего региона. Наш край имеет единственный в России научно-исследовательский институт пантового оленеводства, разработки которого и кадровый потенциал позволяют поставить на научную основу подход к переработке пантового сырья.

И сегодня пантовое оленеводство является не только основой для перерабатывающей отрасли края, оно может стать мощным стимулом для развития туризма на Алтае.

Ирина Попова, начальник отдела фармацевтической промышленности Алтайского края:

– Алтайский край занимает третье место в России по урожаю зерновых, является лидером по производству молока, муки, сыра, макаронных изделий. И также он является производителем уникальной продукции из пантов маралов.

   
   

Традиционно продукцией пантового оленеводства в крае являются панты марала. Сегодня продукцией являются и кровь марала, мясо и другие субстанции. В крае производится уже около 60 наименований продукции на основе пантового сырья – из них где-то 29 БАДов и два лекарственных средства. Кроме этого активно идет регистрация медицинских технологий по использованию продукции пантового оленеводства.

К примеру, пантокрин производится на Алтае в трех видах: «Пантокрин-пантея» в виде таблеток, эликсир «Пантея» и «Пантокрин» в виде спиртового раствора. Очень широк перечень БАДов на основе пантового сырья, выпускается пантогематоген, бальзамы, настойки, экстрак- ты, тонизирующие напитки.

Отдельно можно выделить средства для наружного применения, которые тоже занимают значительное место в производстве пантовой продукции – прежде всего это пантовые ванны и косметические средства.

Продукция пантового оленеводства становится все более популярной, этому способствует уникальный и многообразный состав препаратов и широкий перечень показаний для применения – фактически почти при любом заболевании можно использовать пантовую продукцию для подержания организма и укрепления иммунитета.

Производителями продуктов пантового оленеводства являются многие компании края. Так, фармацевтическая компания «Алтайвитамины» выпускает напитки, компания «Эвалар» производит пантокрин, фирма «Алтамар» выпускает пантовый мед, безалкогольные бальзамы, пантогематоген и даже слайсы.

Относительно молодое предприятие «Алтай-Селигор» представляет на рынке продукцию для детей – драже «Мараленок» с пантогематогеном. Очень интересную продукцию выпускают компании «ЮГ» и «Фарм-Продукт». И почти все названные компании входят в состав Алтайского биофармацевтического кластера, что гарантирует высокое качество и безопасность их продукции.

Без аллергии и привыкания

Дмитрий Белоусов, исполнительный директор Алтайского биофармацевтического кластера:

– Сегодня Алтайский биофармацевтический кластер объединяет 35 членов партнерства, куда входят органы управления, научно-исследовательские предприятия, образовательные учреждения, ведущие предприятия фармацевтической, химической, пищевой промышленности, медицинского приборостроения. Общий объем продукции пантового оленеводства в составе АБФК составляет 8,4%, а доля пантовой продукции в ассортименте превышает 10%. И это без учета компаний «ЮГ» и «Алтай-Селигор», которые вступили в партнерство недавно.

Компании, входящие в биофармацевтический кластер, перерабатывающие пантовое сырье, начиная с 2009 года участвовали во множестве выставок и мероприятиях, поволяющих продвигать свою продукцию. Знаковым событием, которое явилось толчком для разработки краевой программы по переработке продуктов пантового оленеводства, стала научно-практическая конференция, проведенная в 2009 году Алтайским биофармацевтическим кластером, на которую были приглашены ученые, переработчики и врачи.

В прошлом году краевая программа переработки пантовой продукции была принята, активно стала обсуждаться практика использования продуктов пантового оленеводства в санаторно-курортных учреждениях. В этом же году запланировано создание тематического раздела по пантовому оленеводству на сайте АБФК, разработка презентационных материалов, в том числе каталогов предприятий-переработчиков, входящих в партнерство, презентационная компания в средствах массовой информации, проведение научно-практической конференции, рекламно-информационный тур по санаторно-курортной зоне Калининградской области и участие во всероссийских выставках по теме спортивной медицины.

Борис Козлов, профессор АГМУ, доктор медицинских наук:

– Думаю, все хотят, чтобы оба направления пантолечения – лечебно-профилактическое и оздоровительное – активно развивалось в нашем крае и стали брендом большого Алтая и Сибири в целом. Однако важно, чтобы продукты пантового оленеводства проходили по стандартам доказательной медицины.

Центр доказательной медицины есть у нас в АГМУ. Он в рамках лицензии 3-4 порядка имеет право проводить исследования лекарственных препаратов, БАДов, продуктов функционального и специализированного питания. И по их итогам центр может дать рекомендации по использованию препаратов.

Первое, чем мы руководствуемся в исследованиях – найти лучшие и обоснованные ответы на вопросы, возникающие в лечебной практике. А после этого внедрить решения в клиническую практику и оценить результаты.

По теме пантолечения центр работает уже больше шести лет. Параллельно с АГМУ оценку препаратам пантового оленеводства дали многие солидные исследовательские учреждения как в России, так и за рубежом. Можно сказать, что множество независимых исследований различных центров дали сходные данные по воздействию препаратов из пантового сырья.

Прежде всего было четко выявлено влияние пантопрепаратов на центральную нерв- ную систему. С клинических позиций выявлено, что при применении продуктов пантового оленеводства примерно на 6-8 день развивается тонизирующее действие. Это выражается в повышении толерантности к физической нагрузке, стимуляции интеллектуальной деятельности, ускорению процессов адаптации к психоэмоциональным перегрузкам. И наблюдается начало активации иммунной системы.

Примерно на 16-18 день проявляется противоневротическое действие, которое представлено тем, что у пациентов наблюдается усиление клинических эффектов от действия препаратов и наблюдается высокое профилактическое действие по отношению к стресс-индуцированным заболеваниям. С этого времени проявляются и системные метаболические эффекты. Для препаратов из пантового сырья в целом характерны поливалентность и универсальность – эти препараты стимулируют функциональные возможности всех органов и систем организма пациентов.

Преимуществом препаратов пантового оленеводства является отсутствие эффекта привыкания. То есть некоторое снижение действия данных препаратов наблюдается только через три месяца их применения, но после месячного перерыва восстанавливается то действие, которое наблюдалось в начале приема препаратов. Зафиксировано отсутствие токсического и аллергенного эффекта. А при сахарном диабете второго типа и ишемической болезни сердца, ассоциированной с гипертонической болезнью, возможно и снижение лекарственной нагрузки на организм.

В настоящее время по оценке доказательной медицины препараты пантового оленеводства находятся в средней группе «С» – то есть достаточных доказательств для безусловных рекомендаций по их применению еще нет, но рекомендации могут быть даны с учетом других обстоятельств – к примеру, опыта клинического использования. Так, например, препрарат «Опанта» на практике показал свою эффективность при костно-мышечной патологии в 95%. Это позволило впервые в России получить две медицинских технологии на продукт пантового оленеводства.

Однако мы хотели бы перейти на уровень доказательств «В», но для этого требуются полномасштабные исследования. Головной организацией в них мог бы стать наш медуниверситет.

Единый стандарт

Сергей Кудрявский, профессор АГМУ, доктор медицинских наук:

– Мы проанализировали оказание услуг по использованию пантовой продукции и вывили, что культура оказания услуг начала соответствовать техническому регламенту и появившимся медицинским технологиям. Все существующие продукты имеют инструкции по применению. Из всего многообразия продукция пантового оленеводства, которая выпускается, можно выделить лекарственные препараты, такие как «Пантокрин» и «Пантея». Далее идет большая группа БаДов, которая фактически, по применению, механизму действия и эффективности, сравнима с некоторыми группами декарственных препаратов. Это роднит нас с Европой, где очень развита профилактическая медицина, и где БАДы применяются намного шире, чем лекарства.

Третья большая группа - косметические средства, которые выпускаются по техническим условиям.

Единственная группа, которая еще вызывает озабоченность, – компоненты пантовго оленеводства, которые применяются на туркомплексах и маральниках. Врачи хотят соотнести их с требованиями традиционной медицины, но не с целью запрещения, а с целью разработки рекомендаций по использованию. Прежде всего  это касается натуральных пантовых ванн, которые становятся все более популярными.

Никто не запрещает принимать дома любые ванны из любых компонентов и трав, но если за услугу берутся деньги, если она рекламируется как оздоровительная – то должны соблюдаться необходимые стандарты.

Николай Фролов, руководитель группы компаний «Пантопроект»:

– Переработкой и исследованиями продуктов пантового оленеводства мы занимается полтора десятилетия и всегда стремились к тому, чтобы наша продукция имела выраженный оздоравливающий эффект Это идеология нашей компании. За 15 лет мы выполнили более 40 клинических полноценных исследований в разного рода НИИ и специализированных организациях. Мы были заказчиками двух методик Минздрава России на использование в санаториях нашей продукции. Впервые в мире в 2000 году мы были заказчиками фармстатьи на сухую кровь марала, нам принадлежит в соавторстве более 14 патентов на продукцию из пантового сырья.

Впервые в российской практике мы исследовали кровь самки марала и обнаружили ее особые клинические свойства. И, наконец, мы впервые вывели на рынок профилактический продукт на основе мяса марала. А в прошлом году первые получили медицинскую технологию на пантовые ванны и в том числе на детские ванны. В этом же году мы рассчитываем получить медицинскую технологию на массаж с использованием пантогематогена.

За время работы, сотрудничая с 16 научно-исследовательскими организациями, мы провели большую работу и пришли к выводу, что одних клинических исследований не достаточно для работы на рынке. Мы считаем, что все усилия по продвижению на рынок препаратов пантового оленеводства нельзя отрывать от укрепления самой базы – мараловодческих хозяйств. Поэтому нами были разработаны рекомендации по повышению эффективности мараловодческих хозяйств, которыми мы готовы поделиться со всеми желающими.

Маральник как музей

Петр Свиридов, генеральный директор ООО «Алтамар»:

– Наконец-то наука в крае стала поворачиваться лицом к пантовым ваннам, которые мы придвигаем. Мы у себя стали развивать технологию пантовых ванн с соблюдением всех норм и требований, не хуже чем в санаториях Белокурихи. Надо понимать, что какая бы хорошая Белокуриха ни была, – люди все равно будут ездить на маральники.

Поэтому мы разработали технологию, позволющую принимать ванны не только в июне и июле, но и в сентябре, в январе, и в любом месяце. Для этого используются сырые панты, хранящиеся в низкотемпературных морозильных шкафах. Сейчас мы получаем сертификат на такие пантовые ванны из свежезамороженных пантов, плюс ко всему мы разработали технологию пантовой фитобочки на базе фитосауны «Алтай», для тех туристических предприятий, которые ее используют.

Руслан Емельянов, начальник сектора маркетинга города и туризма управления стратегического развития и экономики администрации города Бийска:

– Если мы не будем популяризировать сферу пантового оленеводства на Алтае, оздоровительные и туристические услуги с этим связанные – за нас это сделают другие области России и мы потеряем массу клиентов. И одним из дополнительных методов популяризации пантового оленеводства может стать музейная деятельность.

Так, в крае разработана концепция «Малого золотого кольца Алтая». Его центром станет город Бийск, мимо которого не проедет ни один турист, стремящийся на Алтай. Бийск может предложить туристам посещение музеев, экскурсии к месту рождения реки Обь и многое другое.

Сегодня идея комплексного маршрута «Малое золотое кольцо» активно поддерживается администрацией Алтайского края – это хороший инструмент, уже сейчас в Бийске есть развитая инфраструктура, но самое главное – есть возможность организации множества радиальных маршрутов. И тут роль маральников, которые могут на сутки или двое заполучить себе туриста, может быть огромна.

Современный турист зачастую хочет получить Алтай целиком, а не по частям, которые должен находить сам. Пока же ситуация напоминает булочную, где покупателю вместо хлеба предлагают муку, соль, дрожи – мы предлагаем гостям региона отдельно турбазу, отдельно экскурсию и так далее. А вот «Малое золотое кольцо Алтая» как раз предлагает целостный Алтай. И тут можно вполне органично включить в понятие Алтая пантовое оленеводство – организовать экологические выезды для наблюдения за маралами, экскурсии по маральникам и предприятиям переработки пантовой продукции. Ведь каждый маральник может быть, по сути, маленьким частным музеем мараловодства в этой местности, а экскурсии по предприятиям – распространенная практика многих крупных компаний.

Развитие такого туризма практически гарантировано даст мараловодам и переработчикам продукции пантового оленеводства новых и постоянных клиентов, почитателей пантовых ванн и препаратов. А все в целом это будет способствовать активному позиционированию Алтайского края как родины марала, центра туризма, здравницы всей страны.

Смотрите также: