Принят закон об усилении ответственности за подделку лекарств?

   
   

Увы, объёмы недоброкачественных, контрафактных, фальсифицированных лекарств очень велики. По некоторым данным, каждое десятое лекарственное средство в России является подделкой. Чаще всего это что ни на есть «расхожие» средства (от «головы», простуды и т. п.) и витамины, но «химичат» дельцы и с жизненно важными препаратами. В лучшем случае они безвредны (читай, бесполезны), в худшем – приводят к серьёзным расстройствам здоровья.

Умысел должен быть наказуем

Подпольный фармацевтический рынок растёт, несмотря на ужесточение контроля за производством и сертификацией лекарственных препаратов. Во-первых, барыши огромные. Во-вторых, привлечение к ответственности производителей (зачастую находящихся в дальнем зарубежье) и распространителей «левых» препаратов сегодня в нашей стране весьма проблематично. Формально такие действия подпадают под несколько статей Уголовного кодекса РФ (например, мошенничество или незаконное предпринимательство), но доказательную базу по ним собирать крайне затруднительно. Тем более если речь идёт о причинении вреда здоровью вследствие употребления препаратов «неизвестного происхождения».

По мнению Александра ПРОКОПЬЕВА, члена комитета Госдумы по охране здоровья, депутата ГД от Алтайского края, незаконное производство и оборот лекарственных средств должны быть отдельным составом преступления.

– Фальсификация лекарств – это умышленная деятельность, и наказание за неё должно быть соответствующим, – уверен Прокопьев. Именно он вместе с Ириной ЯРОВОЙ, председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, являются авторами законопроекта о противодействии обороту фальсифицированных и некачественных лекарств, медицинских изделий и фальсифицированных БАДов.

От закона к конвенции

Вопрос читателя мы переадресовали депутату после его возвращения из Страсбурга, где в составе российской делегации он участвовал в заседании Экспертного комитета по миниминизации рисков, связанных со здоровьем населения вследствие фальсификации лекарственных средств и сходных преступлений.

По его словам, законопроект прошёл все необходимые согласования, и запланирован для рассмотрения в первом чтении до конца весенней сессии Госдумы. Документ предполагает как административную ответственность, так и уголовную. Последняя грозит за действия в сфере обращения фальсифицированных, незарегистрированных и недоброкачественных лекарственных средств и медицинских изделий, а также БАДов, содержащих запрещённые вещества. Наказание – от 5 до 8 лет лишения свободы (Практически как в Германии, в Турции за это можно «заработать» от 30 до 50 лет, а в Индии – пожизненный срок, – ред.).

   
   

Необходимость же скорейшего принятия законопроекта у парламентариев разночтений не вызывает. В т. ч. и потому, что это позволит России ратифицировать международную конвенцию «Медикрим», которая подразумевает общие действия целого ряда государств в борьбе с преступлениями, связанными с фальсификацией медицинской продукции.

Что касается неконтролируемой Интернет-продажи фальсифицированной и незарегистрированной продукции (торговля сугубо лекарственными препаратами в Сети и сейчас запрещена! – ред.), то, по словам Александра Прокопьева, участники страсбургского заседания берутся в расширенном формате детально изучить возможные совместные пути решения этой проблемы.

К слову

Ленинский районный суд г. Барнаула вынес приговор в отношении местной жительницы, заместителя управляющего ООО «Розница -1» за незаконный сбыт биодобавок с сильнодействующим веществом. По словам Ольги ОСТАПЧУК, старшего помощника прокурора Ленинского района, весной 2012 г. женщина начала принимать БАДы для похудения, заказывая их через Интернет из Китая по 300-400 руб. за упаковку. Через год ей пришла мысль перепродавать капсулы по 500-600 рублей – как лично знакомым, так и через популярную соцсеть. У женщины был «гроссбух» для записи продаж, деньги она получала либо на руки, либо на карту. Наркополицейские, узнавшие о распространении дамой БАДов, содержащих сильнодействующее вещество «сибутрамин гидрохлорид», предупредили её, что таковое разрешено только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность. Предупреждению она не вняла… В суде женщина пояснила, что на такую «деятельность» её толкнуло сложное материальное положение. Приговор – два с половиной года условно – вступил в законную силу.

Справка

В 2013 году по решению территориального органа Рос- здравнадзора по Алтайскому краю было уничтожено свыше 6,5 тонны недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.

В рамках мониторинга безопасности лекарственных препаратов было зарегистрировано 903 сообщения (против 807 в 2012 году). Количество препаратов, вызвавших неблагоприятные побочные реакции (НПР), составило 1239 из 39 фармакологических групп. Наибольшее количество НПР зарегистрировано на антимикробные препараты (23,9%), витамины (15,4%) и сердечно-сосудистые препараты (6,2%).

Смотрите также: