Чем в крае закончилась – если закончилась – человеческая борьба с сосновой совкой? В смысле – вредителя потравили везде, где было нужно, или местами, насколько денег хватило?
Работы по локализации и ликвидации очагов массового размножения сосновой совки и шелкопряда-монашенки в крае были завершены к 1 июля.
«Чудо» в 260 миллионов
Истребительные мероприятия были проведены не только в наиболее пострадавших от гусениц лесничествах, «расписанных» в марте под имеющиеся для этих целей примерно 110 млн рублей (см. «АиФ-Алтай», № 11, «Уйди, зловредный!»). «Истребители» обработали 226,99 тысячи га в Тальменском, Каменском, Панкрушихинском, Алейском, Баевском, Волчихинском, Завьяловском, Каменском, Мамонтовском, Новичихинском, Павловском, Ребрихинском, Романовском, Тюменцевском, Шелаболихинском, Шипуновском районах: это 100% планового задания.
С воздуха и земли распылить биологический инсектицидный препарат во всех «вредительских» очагах удалось потому, что «случилось чудо». Так, Владимир ЧЕРНЫХ, начальник управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, говорит о выделении региону 260 миллионов рублей на борьбу с вредителями: «Ввиду катастрофической ситуации мы же просили денег, где и как только можно: и через АКЗС, и через Госдуму, и через Совет Федерации, даже Генеральную прокуратуру!».
Рубки не нужны
Сейчас идёт оценка эффективности истребительных мероприятий (по нормам она проводится по истечению 12-15 дней по окончанию работ). Это компетенция регионального Центра защиты лесов, но для объективности оценки создана ещё и комиссия, куда вошли представители Главприроды,представители глав администраций, на территории которых проходили истребительные мероприятия, и представители депутатского корпуса.
По первым, предварительным данным, эффективность «потравы» составляет от 83 до 89 % (в госзадании прописано не менее 75 процентов,– ред.).
Мы спросили Владимира Черных о «судьбе» насаждений на участках, наиболее пострадавших от прожорливых вредителей. К примеру, в Волчихинском и Новичихинском лесничествах совка свирепствовала два года, особое объедание хвои наблюдалось в 2015 году, практически на 80-90%. По словам руководителя, неоднократные обследования поражённых участков показали, что сосна постепенно оживает, идёт рост хвои: «Конечно, она ослабленная, имеет не очень приятный вид, есть угроза поражения вторичными вредителями, но о санитарных рубках речь не идёт».