На майские праздники впервые за последнюю пятилетку выбрались с семьёй и друзьями в Горный. Ехали, конечно, через Бийск, но почему-то не заметили «Золотых ворот», строительство которых громко анонсировалось несколько лет назад. И что случилось с этим проектом?
Л. Коновалов, Павловский район
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. По всей видимости, власти и потенциальные инвесторы по-разному оценивают привлекательность проекта автотуристского кластера (АТК) «Золотые ворота», благодаря усилиям первых лиц региона включённого в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ».
Не поняли друг друга…
Поначалу всё выглядело довольно оптимистично. Государство взяло на себя инженерное обустройство площадки кластера, появился крупный инорегиональный инвестор, намеревавшийся привлечь в проект до 1 миллиарда рублей. Но в конце 2012 года соглашение с ним было расторгнуто. По официальной версии, компания не только не вела на участке активной работы, но и начала за вознаграждение предлагать сторонним лицам землю, выделенную для строительства туробъектов. Однако представитель инвестора тогда заявила, что они сами решили выйти из проекта ввиду «невыполнения со стороны бюджета обязательств по подготовке инженерной инфраструктуры», «закопав» на площадке 7 миллионов собственных средств. В то же время сити-менеджер Бийска Николай НОНКО говорил, что работы по обеспечению площадки инфраструктурой близки к завершению: подведены канализация, водоснабжение, электроэнергия, газ; администрация наукограда занимается поиском новых инвесторов на отдельные объекты, есть предварительные соглашения.
Потом в «Золотых воротах» не заладилось ещё с двумя инвесторами, индивидуальными предпринимателями, будто бы намеревавшимся на въезде в Бийск построить комплекс ресторанов и гостиниц. За фактический срыв сроков застройки арендованных территорий депутаты Бийской городской думы в августе 2014 года решили поднять для них плату за землю в тысячу раз! Впоследствии фамилии этих предпринимателей в связи с проектом в публичном пространстве не упоминались.
Активность есть, средств не хватает?
Весной прошлого года, будучи в наукограде в рабочей поездке, губернатор края посетил и площадку кластера, где ему рассказали об активизированном интересе инвесторов (см. «АиФ-Алтай», 2016 г., №16, «Преображение Бийска»). Вот, мол, буквально на днях четыре компании подали заявки, одна из них уже ведёт активную работу. По словам директора управляющей компании «Золотые ворота Алтая» Игоря СТЕПАНОВА , планируется, что инвесторы вложат в различные объекты не менее 1 млрд рублей.
Однако на конец марта текущего года по проекту действовало всего три инвестиционных соглашения. Об этом сообщал пресс-центр администрации Бийска со ссылкой на начальника сектора маркетинга и туризма Управления стратегического развития и экономики Руслана ЕМЕЛЬЯНОВА . Но как действовало? Работа автокомплекса (СТО, автомойка, шиномонтаж, автосалон, паркинг), уже сданного в эксплуатацию (объём вложений – более 124 млн рублей), «временно приостановлена собственниками, здания законсервированы» – в связи со сложной финансовой ситуацией. По этой же причине другим инвестором приостановлено строительство комплекса придорожного сервиса «Горная страна», в разработку проекта которого и устройство фундамента уже вложено порядка 9 млн рублей. (Правда, в начале мая на очередном заседании рабочей группы по созданию автотуристского кластера эти инвесторы «выразили готовность» продолжить начатое дело, – ред .).
Новая надежда
Но, похоже, что наибольшие надежды бийские власти связывают сейчас с третьим из существующих соглашений – с барнаульским ООО «Гарант», которое намерено построить на въезде в город крупный торговый комплекс (оценочная стоимость – 700 млн рублей). Именно этого инвестора называют сейчас якорным резидентом «Золотых ворот», рассчитывая, что вслед за ним «подтянутся» и другие.
Ну и мы будем рассчитывать. Тем более что на упомянутом майском заседании участники рабочей группы – читаем на сайте администрации Бийска – «обсудили завершение работ по созданию на территории кластера развитой сети инженерной инфраструктуры, которая позволит сделать «Золотые ворота» удобной инвестиционной площадкой». Ведь автокластер – не только вопрос амбиций губернатора края, но и вопрос создания нескольких сот рабочих мест для бийчан и наполнения бюджета города, в котором уже не знают, что «оптимизировать», чтобы не вызвать социальный взрыв.
Хотя, если честно, и перед транзитными туристами, давно наслушавшимися, какой удобный культурно-бытовой, сервисный центр для них будет выстроен у Бийска, тоже уже как-то неловко. Не то чтобы им сейчас на Чуйском тракте остро не хватает мест передохнуть – поесть, помыть машину, узнать дорогу – но… взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Кстати
АТК «Золотые ворота» призван охватывать транзитные транспортные потоки с основных центров региона, с федеральной автодороги М-52, по которой пролегает единственный автомобильный путь к особой экономической зоне «Бирюзовая Катунь», игорной зоне «Сибирская монета», туристско-рекреационному кластеру «Белокуриха», а также быть опорной точкой в маршрутах «Малое Золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая».
Предполагается, что в одном месте транзитные туристы смогут получить весь комплекс бытовых, автомобильных, развлекательных и информационных услуг.
Факты
Площадь автокластера – 57 га, в развитие инфраструктуры вложено порядка 350 млн рублей.