С любопытством прочитала у вас недавно статью про то, как отбывают наказание люди, осуждённые без лишения свободы (хотя, слова богу, в моём ближнем окружении это никого не касается!). И вот ещё что интересно стало: а у нас электронные браслеты кто-нибудь носит? Или эта явно не дешевая штука себя на практике не оправдала?
– Электронные браслеты применяются, и они полностью оправдывают своё предназначение, – уверил нас Александр ФЁДОРОВ, начальник Уголовно-исполнительной инспекции Управления ФСМН по Алтайскому краю. – В настоящее время их носят немногим более ста граждан из 10 тысяч, состоящих на нашем учёте. В безусловном порядке, стопроцентно «обраслечены» те подследственные, которым в качестве меры пресечения избран домашний арест.
Как далеко собрались?
Электронный браслет (та «штука», которую одевают на лодыжку человека) – лишь часть системы слежения за его передвижениями. «Конечный» сигнал по каналам связи в режиме он-лайн поступает на устройство контроля, которое установлено в надзорном органе. К примеру, если домашний арестант выйдет из своей квартиры, инспектор УИИ тут же будет об этом оповещён. Если при оперативной связи окажется, что подконтрольный покинул означенное место вынужденно (к примеру, из-за пожара в доме или экстренной госпитализации по скорой помощи), то ему, конечно, ничего не будет. Но вот нарушение «режима» вне форс-мажора чревато.
Заметим, что подследственные в электронных браслетах даже к следователю на допрос самостоятельно ездить не имеют права. Их возят на автомобилях УИИ (и это «приличные» машины, а не «воронки»), при этом сопровождающий сотрудник имеет при себе переносной видеорегистратор. «В последнее время под домашним арестом всё чаще оказываются высокопоставленные люди. Нам не нужны ни возможные жалобы на некорректное обращение с ними, ни подозрения в неких провокациях с нашей стороны», – не то серьёзно, не то с иронией объясняют в УФСИН необходимость видеофиксации.
Где доказательства?
Ещё одна категория «носителей» электронных браслетов, – люди, на которых судом наложено ограничение свободы передвижения. К примеру, не выходить из дома после стольки-то часов или не посещать «питейные» заведения. И здесь браслеты свою контрольную функцию выполняют. В филиале УИИ по Центральному району Барнаула в связи с этим нам рассказали один сюжет. Однажды мужчина, которому как раз вход в кафе-рестораны-бары был заказан, в час ночи оказался на территории спортивного комплекса на берегу Оби. Он объяснял это тем, что ему захотелось с подругой покататься на лыжах под луной, что ему вообще-то не запрещено. Ему и невдомёк было, что браслет может доказать, что был он не на лыжне, а точно в помещении круглосуточного кафе-бара и гораздо дольше, чем потребовалось бы для просто покушать…
И последнее. Самостоятельно снять электронный браслет у человека не получится. Во время принятия водных процедур устройство не отключается и не портится. Ну, а что некомфортно круглосуточно ощущать инородное тело на собственном теле – так кто ж тут виноват?
Напомним, полный текст материала «Непосаженные», опубликованного в №14, можно найти на сайте altai.aif.ru.