Тайны ремесел. На Алтае продолжают создавать рукотворные шедевры

«Пустой горшочек, в нём можно держать, что хочешь, это очень полезная вещь», – именно так сказал Винни-Пух, когда отправлялся на день рождения к Ослику. Видимо, воодушевившись старым советским мультфильмом, на днях мне принесли в подарок глиняный горшок с мёдом, созданный своими руками.

   
   

Глиняное волшебство

Честно говоря, раньше я никогда не слышала о гончарном деле в нашем городе, да и вообще многие современные люди мало знакомы с народными промыслами. А ведь когда-то на Руси существовало невероятное количество видов декоративно-прикладного искусства. Это и вышивание, и гончарное ремесло, различные виды росписи и резьбы, разнообразие художественной обработки металла... В общем, куда ни взглянешь, кругом одно искусство.

Заинтересовавшись этой темой, я задалась целью найти в нашем городе мастеров декоративно-прикладного искусства. Оказалось, что ремесленники Алтайского края, придерживаясь принципа «один в поле – не воин», «скооперировались» и создали свою Алтайскую краевую творческую общественную организацию «Город мастеров». Губернатор поддержал эту идею и предоставил мастерам помещение.

Наши алтайские ремесленники являются одними из лучших в России. Не упустив возможности, я, конечно, направилась к ним на знакомство с народными промыслами и их мастерами.

Скажу откровенно, мои представления о народных промыслах были далеки от увиденного. Настоящие шедевры, работы, которые хранятся во многих музеях России и за её пределами, изделия, доводящие до изумления... Всё это находится так близко и доступно, в нашем городе, а ведь мало кто об этом догадывается.

Дверь мне открыл гончар и народный мастер Виталий Гычев. Спустившись в его мастерскую по тёмной лестнице, попадаешь в потрясающее местно. Небольшая комната, заставленная горшками различной масти, величины, формы... Гончарный промысел одно из наиболее увлекательных занятий, он не обычен по своей технологии. Мастер берёт кусок глины, формирует из него шар и кладёт на вращающийся гончарный круг. Затем глина, словно по волшебству, поддаваясь прикосновениям рук, послушно вытягивается в нужную форму. После чего гончар срезает изделие с помощью проволоки и ставит на просушку, а там уже дело за огнём.

Виталий Гычев рассказал, что увлёкся этим делом давно, никаких пособий, учебников и школ не было, приходилось учиться самому по методу проб и ошибок. В 1996-м он нашёл человека, работающего в творческой мастерской, который рассказал ему основы гончарного промысла. Тогда гончар и создал свой первый гончарный ножной круг, на котором работал вплоть до 2003 года, пока не побывал на всероссийской выставке и не сделал себе электрический круг. «Что касается развития ремёсел в наше время, то, к огромному сожалению, настоящих профессионалов сейчас мало. – говорит Виталий Викторович, – рукодельников много, а профессионалов нет. Даже настоящие мастера начинают делать сувениры и прочее, а дорогую работу сложно продать, делать её долго. Чтобы стать настоящим мастером, нужно работать много лет, причём работать постоянно и с большим усердием. Не зря говорят, что каждый художник болеет своей работой.

   
   

Оглушительный эффект

В организации более 20 человек, но в связи с небольшой площадью помещения, в «Городе мастеров» работает только четыре мастерских: гончарная, берестяная, а также резьбы и росписи по дереву.

Следующим пунктом назначения была берестяная мастерская. Зайдя туда и немного оглядевшись, я замерла в изумлении. Частенько на глаза попадались изделия из бересты в сувенирных лавках, но это совершенно другое! Не проронив ни слова, я прибывала в удивлении – на что способны человеческие руки!

Фото Виктории Суровой

– К тому же, береста обладает мощнейшими антибактериальными свойствами, поэтому изделия из этого материала могут сохранять свой свежий вид сотни лет. Если хранить продукты в сосудах из бересты, они также долгое время не будут портиться. – рассказывает мастер Виктор Романов.

Береста прекрасно поддаётся прорези и тиснению. Мастер не использует штамповку, все его работы выполнены вручную. Он единственный в своём роде, кто использует для резьбы сказочные сюжеты. Его работы хранятся во многих музеях России и за её пределами.

– Из бересты можно сделать тысячу наименований, – говорит художник и начинает демонстрировать свои произведения искусства: книги, мебель, хлебницы, различные сосуды, шкатулки и прочее.

Смотрю, стоит пенёк, но с краном, на выступающем сучке висит кружка, выглядит очень необычно – вроде бы пень, а с краном. Спрашиваю: «Что это?». «Это устройство под берёзовый сок, ну, или другую жидкость, наподобие самовара, только не нагревается».

Разглядывая необычные предметы из обычной коры дерева, следующим моим удивлением был огромный рог, около метра в длину, которым в древности подавали сигналы.

– В него можно дунуть? – наивно поинтересовалась я.

– Что ты, здесь тогда стёкла повылетают! – засмеялся Виктор Михайлович, – сейчас принесу поменьше. – Он достал прототип длиной сантиметров десять, дунул в него, и тут стёкла действительно чуть не повылетали! Обычная кора, скрученная особым способом в рог, по размерам уместившаяся в ладошку, издала такой оглушительный звук, что страшно представить, на что способен тот, который побольше!

Волна сложнее

Зайдя в мастерскую резчика по дереву, первым делом обращаешь внимание на хаос, творящийся вокруг. Всюду пни, ветки, брёвна, стружка, а посреди огромный стол с множеством колюще-режущих предметов.

Фото Виктории Суровой

Мой взгляд упал на огромные пушки. Это точная копия! Все детали, включая болты и гайки, сделаны из дерева и покрашены под металл. Нужно долго всматриваться в изделие, дабы поверить, что эти пушки полностью изготовлены из дерева.

Художник также увлекается игрушкой, чтобы временами отвлечься от резьбы, именно поэтому повсюду встречаются маленькие птички и лошадки, которые позже отправятся на раскраску и приобретут свой законченный красочный вид.

Среди груды брёвен то и дело обнаруживаешь необычные предметы. Например, странная, на первый взгляд, лавка с подножниками и тисками. Как объяснил мастер, это бондарная скамья, которую использовали на Руси для облегчения работы строгания.

Мастер предложил мне попробовать поработать инструментом. Достал маленький ножик, который больше напоминал чернильную ручку. Провести прямую тонкую линию на кедровом бревне не составило труда, но справиться с волнистой линией оказалось гораздо сложнее. Я долго и сосредоточенно пыталась заставить свою руку не дрожать и двигаться в правильном направлении, но всё было безуспешно. Проделав пару корявых линий в бревне, я получила столько положительных эмоций, что, думаю, их хватит на неделю вперёд.

А ещё мне показали выставочный зал, который может посетить любой желающий. В экспозиции представлены работы других мастеров, например, лоскутное шитьё, роспись по дереву и изделия из войлока.

Национальное искусство России всегда отличалось своими красками и какой-то неуловимой теплотой. И радует, что в моду стали возвращаться элементы традиционной одежды, в интерьере стали реже использовать пластик, а чаще дерево и другие природные материалы. Может, когда-нибудь дело дойдёт и до моды на всё, чем богаты народные промыслы.

 

Смотрите также: