Главреж театра драмы: «Сравнивать наш спектакль с акцией Pussy Riot – это бред»

Барнаул, 5 февраля – АиФ-Алтай. В Алтайском краевом театре драмы им. Шукшина в очередной раз разгорелся скандал. Нашелся недовольный зритель, который свои соображения о спектакле «Остров Рикоту», оскорбляющий, по его мнению, чувства православных, направил напрямую губернатору Александру Карлину.

   
   
Александр Созонов, режиссер спектакля «Остров Рикоту». Скриншот vk.com

В ответ на это главреж театра Илья Ротенберг, вступился за коллегу – молодого московского режиссера Александра Созонова.

Это не первый скандал вокруг постановок театра. Напомним, в начале декабря 2012 года специалисты ГУ образования и молодежной политики Алтайского края раскритиковали детский спектакль театра, который поставил приглашенный новосибирский режиссер Павел Южаков.

В прошлый раз чиновники предположили, что шумиха вокруг документа создана лишь для того, чтобы привлечь внимание к спектаклю.

Подробнее читайте в материале «Поцелуй, чтоб проняло…»: Критика детской постановки алтайского драмтеатра взорвала блогосферу >> 

Возможно. Негатив всегда привлекает много внимания. От кого бы он ни исходил.

Хуже, чем Pussy Riot

   
   

28 января в театр драмы пришла копия письма от некоего Евгения Холодова, в котором он просит лично губернатора отменить спектакль и наказать его создателей, оскорбляющих чувства православных.

В своих рассуждениях Холодов сравнивает сцены спектакля с акцией скандальной группы Pussy Riot, члены которой сейчас отбывают наказание в колонии за панк-молебен, исполненный в храме Христа Спасителя.

«Мне, как русскому человеку, было невыносимо больно смотреть, как в ходе повествования начали глумиться над православной верой. А апогеем этого действа стала сцена, во время которой героиня спектакля стала разделывать рыбу на иконе! <…> В нашей стране уже было дело Pussy Riot, после которого мракобесы начали спиливать кресты, общество разделилось на два конфликтующих лагеря. А ведь то, что совершили девушки было, на мой взгляд, не так страшно и цинично, как разделывание рыбы на иконе!», - пишет Евгений Холодов губернатору.

Полный текст послания приводит Политсиб.ру.

Далее автор рассуждает о том, какого наказания заслуживают создатели спектакля, а также те, кто разрешил его к показу – а именно: директор театра Березина Любовь Михайловна, руководитель Комитета по культуре Алтайского края Безруковой Елены Евгеньевны, режиссер Александр Созонов.

По словам Евгения Холодова – автора письма - они заслуживают уголовного наказания. Простого увольнения, а уж тем более «легкой взбучки», будет недостаточно.

Подробнее о наказании за осквернение религиозных чувств читайте в материале Оскорбление религиозных чувств могут приравнять к убийству >>

Людей, пошатнувших веру и осквернивших православные святыни, стоит лишить права занимать руководящие посты, пишет автор.

Неофициальный ответ на «кляузу»

Илья Ротенберг. Скриншот vk.com

Главреж театра драмы Илья Ротенберг открыто ответил на письмо Евгения Холодова на своей страничке «В контакте». Выпускник ГИТИСА, в 2012 году он встал у «руля» алтайского театра драмы.

В послании Евгению Холодову Ротенберг недоумевает, как можно сравнивать акцию Pussy Riot в освященном храме, с тем, что происходит на сцене театра. Ведь театр, по мнению Ротенберга, - светское учреждение, поэтому он не может оскорблять или не оскорблять чувства верующих.

Кроме того, театр не обязан пропагандировать духовное наследие русской культуры.

«Сравнивать наш спектакль с акцией Pussy Riot – это бред хотя бы потому, что Pussy Riot проводили свою акцию в храме, а мы делаем свой спектакль на сцене театра, который пока еще никто не освещал и не возводил в статус «Православный театр Алтая»», - пишет Ротенберг.

А в ответ на главный аргумент Холодова, свидетельствующий о том, что на сцене происходит «надругательство на верой», Ротенберг приводит свое видение постановки:

«Если вы внимательно последите за сюжетом, вы обнаружите, что все дело в том, что главный герой приезжает на языческий остров, который является территорией России, которая, кстати, многоконфессиональна. Жизнь на этом острове двойственна: с одной стороны, его обитатели живут отдельной от страны жизнью, не зная или не помня ее культурно-исторических и религиозных первооснов. С другой стороны, все предметы быта наши, отечественные. Персонаж спектакля Степанова просто не отличает икону от разделочной доски. Также как и вы, Евгений Николаевич, не отличаете спектакля от сатанистской акции».

Не нравится - не приходите, резюмирует главреж.

Официальный ответ

До 8 февраля руководство театра должно ответить на вопросы, поставленные Евгением Холодовым в письме губернатору. Директор театра Любовь Березина, которую Холодов предлагает лишить поста, сказала Политсиб.ру, что направит официальный ответ, в котором постарается убедить автора письма, что «это не то, о чем он подумал».

Любовь Березина. Фото: Евгения Савина

«Все, что написано в письме – это домыслы автора письма. Потому что ни тушу тюленя, ни рыбу мы не разделываем на иконе. И иконы там нет, есть доска, которую нарисовали в нашем бутафорском цехе. Если бы автор внимательно смотрел спектакль, он бы понял, что там говорится о людях, у которых некая секта.

Они верят совершенно в другое. Показана жизнь, в которой люди оторвались от общества, и для них совершенно другие темы важны. Это же, в любом случае, не жизнь, а спектакль.

Надо уметь отделять одно от другого. Мы ведь не в жизни пытаемся богохульствовать, а с точки зрения этих героев. Не думаю, что кто-то попросит внести какие-то изменения. И я не дума, что какие-то изменения нужны. Я сама глубоко верующий человек и никогда бы не допустила такого богохульства, о котором пишут в этом письме. Думаю, просто нужно написать человеку ответ и убедить его в том, что это не то, о чем он подумал.

Я напишу свой ответ управлению по культуре, а как дальше будет отвечать администрация, не знаю».

Справка

«Остров Рикоту» - театральный триллер по пьесе Наталии Мошиной, режиссер Александр Сазонов. Премьера состоялась в ноябре 2012 года.

История о том, как молодой московский журналист приезжает на дальневосточный остров Рикоту, чтобы написать репортаж о том, как живут провинциалы. Сначала жители острова, которые заявляют герою, что никакой Москвы нет, вызывают у него только ироничную улыбку.

Но когда приходит время возвращаться «на большую землю», баркас терпит крушение, а жители Рикоту оказываются совсем не теми, за кого себя выдают.

Удастся ли главному герою покинуть таинственный остров или он останется там навсегда?», - задавали зрителям вопрос афиши спектакля.