Изначально спектакль создавался без прицела на участие в «Золотой маске», хотя у режиссера-постановщика Романа Феодори амбиций на национальную театральную премию хватало. Но когда спектакль тепло приняли театральные критики страны, стало понятно, что такую постановку не стыдно показывать на самом высоком российском театральном уровне.
Премьера в Москве прошла успешно. Спектакль не взорвал театральное сообщество столицы, но подтвердил высокий профессиональный статус Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина и его актеров. Антивоенному произведению Бертольда Брехта искушенный московский зритель аплодировал стоя. После спектакля за кулисы зашел президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин и лично похвалил исполнительницу главной роли Мамаши Кураж Елену Половинкину и исполнительницу роли Немой Катрин Наталью Розанову.
Один из московских критиков, посмотрев спектакль, отметил, что в последнее время «наметилась странная тенденция – из провинции привозят качественные, крепкие, нормальные человеческие спектакли. Не выдающиеся, не новаторские, а простые, даже в некотором роде «обычные», но у нас таких нет. В Москве либо что-то крутое и гениальное, либо полный провал и детский сад. А такая ниша пустует».
Другая зрительница в своем блоге написала: «Более адекватного Брехта я, пожалуй, раньше не видела. Тут, самое важное – не скучно». Дело в том, и это осознавал режиссер, что драматургия Брехта, заставляющая зрителя думать, не увлекающая его прекрасной иллюзией или психологическим кружевом, для российского зрителя – определенное испытание. Пьеса Брехта – это всегда риск показаться скучным и быть неуслышанным.
В этот раз спектакль услышали. Особенно актуальным он оказался после зимних событий в Москве – выборов и акций протеста. Зрители долго аплодировали после сцены, где Мамаша Кураж говорит в зал: «Нам крикнут «Сесть!» – и мы сидим. А кто сидит – тот не бунтует. Они нас знают, как с нашим братом надо. Если я вякну – я наврежу своей торговле! Лучше промолчать!».
Жесткий социальный посыл постановки и бескомпромиссная брехтовкая драматургия подкупили жюри. Раздав все остальные награды более ярким, модным, популярным постановкам, специальный приз оно отдало Алтайскому краевому театру драмы. Кто-то все-таки должен говорить о серьезном.
Смотрите также:
- Тандем удачи: Директор и главреж театра музкомедии умеют договариваться →
- Большие эмоции «Большой сцены». Участники проекта делятся впечатлениями →
- Современному театру нужна фотолетопись жизни →