Чтобы города были привлекательными для любознательных путешественников, они должны быть не только интересными (богатой историей и яркими достопримечательностями могут похвастать многие), но и узнаваемыми – это аксиома.
Драгоценный город
Исходя из этого, в октябре прошлого года в краевой столице была принята долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Барнауле на 2012-2016 годы». Естественно, основной задачей ее является формирование благоприятного имиджа города для привлечения инвестиций в местную туристскую индустрию, дабы создать достаточно развитую инфраструктуру, достойный уровень услуг – иными словами, конкурентные преимущества для привлечения туристов. Но и об «узнаваемости» города, создании его бренда, властям города придется уже в ближайшее время побеспокоиться.
Благо, показывать в краевой столице есть что – у Барнаула особенная история. В царской России было лишь два города, развивающих горнозаводское дело, один из которых – Барнаул. Ему, по официальным данным, 281 год, из них полтора столетия здесь плавили серебро и золото для Российской империи. Особенность города заключается еще и в том, что наиболее длительный период его истории был связан с производством драгоценных металлов.
Чем привлекать?
Здесь до сих пор сохранились памятники культуры, архитектуры и образцы исторической застройки, исторический центр с одноэтажными деревянными домами, соседствующими с широкими магистралями и многоэтажными кварталами жилых окраин, сохранился и сереброплавильный завод.
И все же горнорудное дело – лишь один из аспектов, способных заинтересовать туристов, спектр привлекательности столицы края, безусловно, гораздо шире. Чтобы понять, что наиболее узнаваемо и характерно для нашего города, мы провели собственный опрос среди известных барнаульцев. Всем задали один вопрос: что бы вы сделали символом Барнаула? Вот что из этого получилось.
Ползунов и ангел…
Режиссер Алтайского государственного театра музыкальной комедии Константин Яковлев:
– Для меня символом Барнаула является гастроном под шпилем, с этим архитектурным элементом исторической части города связано многое. А история – это то, что нас всех объединяет.
Руководитель фракции ЛДПР в АКЗС Елена Клюшникова:
– У меня с Барнаулом символизируется его историческая часть, район «старого города», Демидовская площадь, сереброплавильный завод, Ползунов с его машиной.
Бизнесмен Виктор Дворников:
– Я бы сделал символом города Барнаула ангела. Потому что ангелов не хватает на земле алтайской.
Президент АлтГТУ им. И. И. Ползунова Лев Коршунов:
– Каким бы ни был символ Барнаула, было бы прекрасно, если бы в нем присутствовали студенческие, молодежные черты. Взять хотя бы образ Ивана Ивановича Ползунова (и не из-за связи с нашим университетом).
Председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке, главный онколог края Александр Лазарев:
– Я считаю, что символом Барнаула должен стать красивый яркий цветок, например, огонек, или ветка облепихи – то, что является особенностью нашего края.
Главное – сохранить себя
Помимо коммерческой выгоды, брендинг помогает решать и одну из ключевых проблем современной урбанистики – сохранение самого исторического наследия и идентичности города. Он позволяет приспособить старые города к современным нуждам, сохранив их дух. К тому же, брендинг культивирует у горожан чувство ответственности за то, что оставили им предки, и наделяет идеологическое понятие «патриотизм» практическим смыслом.
К слову, ни Москва, ни Санкт-Петербург еще не придумали единого бренда, зато в этом неплохо преуспели некоторые малые города России. Мышь (и все, что с ней связано: музей мыши, игрушки и сувениры – мыши и пр.) стала брендом городка Мышкин; «Родина Деда Мороза» – бренд Великого Устюга; «город любви» – бренд Мурома (благодаря святым Петру и Февронии Муромским). А каким будет бренд Барнаула – покажет время…
Смотрите также:
- Архитектор Виктор Четошников об Обском бульваре и об архитектурном настоящем Алтая →
- В Барнауле собираются восстановить разрушенный Петропавловский собор? →
- Мэр Бийска - о туристическом и научном будущем города →