Театр всепобеждающий. 10 лет служит в краевой музкомедии Константин Яковлев

из архива театра

Константин Яковлев, главный режиссёр театра, не лукавит, не говорит, что выпуск каждого нового спектакля для него – словно рождение ребёнка.

   
   

Главный режиссёр театра музыкальной комедии всерьёз убеждён: конечно, в творческой профессии талант важен, но важнее его – накопленный за годы работы опыт, который и даёт творцу мастерство.

Досье
Константин Яковлев после окончания Новосибирского театрального института в 2005 г. был принят солистом-вокалистом в Алтайский государственный театр музыкальной комедии. В качестве режиссёра-постановщика выпустил ряд спектаклей. В 2012 г. окончил Российский университет театрального искусства – ГИТИС по специальности «Режиссёр музыкального театра». С 2013 г. – главный режиссёр театра.

Сопромат театральный

Десять лет в одном театре – редкое для сегодняшнего дня постоянство…

– Да, десять лет – это немало. Тем более что в режиссуру идут, как правило, после тридцати. Мне пришлось немного раньше этим заняться.

– Пришлось?

– Пришлось. Так уж события выстроились в моей жизни: рано началась и актёрская профессия, и вообще профессии. Первая – педагог дополнительного образования (тогда у меня была театральная студия) – в 14 лет. Пошёл работать сразу, как только по закону мог получить трудовую книжку. Было и своё дело – агентство праздников. Попробовал всё. Победил театр. Театр – он всепобеждающий: если ты им заразился, если в него попал, то выйти оттуда невозможно. В другие профессии нередко идут из-за денег, а театр побеждает даже тягу к материальному благополучию.    
   

– Раз заговорили о материальном: в кризис театру сложно живётся?

– В театре никогда особо богато и не жили. Только, может, я сейчас скажу какую-то неправильную вещь, но мне кажется, что в самые тяжёлые времена создавались самые большие спектакли. Потому что когда есть сопротивление, хочется преодолеть его и сделать по-своему, как ты это задумал. И тогда находишь какие-то ходы, какие-то новые «двери», в которые ещё никогда не входил.

Хотя, конечно, в целом для театральной структуры время очень сложное. К тому же если раньше артисты жили впроголодь, но другого не видели, то сегодня они знают другую жизнь и на стороне могут заработать гораздо больше, чем они зарабатывают в профессиональном театре.

– На одном из мест- ных сайтов было рассказано, сколько денег вложили в ремонт краевых театров. В комментариях – разноголосица, от «это оправданные вложения в духовное будущее» до «инвестировать нужно в экономику, а искусство – дело пятидесятое!». Поспорите?

Я могу поспорить только вот в каком смысле.Увы, сделав реконструкцию здания, не создашь театр. Театр создаётся из того, что происходит внутри этого здания, что выносится на сцену. Конечно, должны быть комфортные условия для зрителей. Элементарно, чтобы он удобно сидел, а не падал с кресел во время спектакля, как в нашем театре. Нам осталось разве что только шутить по этому поводу, который на самом деле очень печальный. И всё же складывается театр совсем не из отделки мрамором и хрусталём. Без внутреннего организма не будет театра, а чтобы он жил, двигался, нужно оплачивать людям их труд. И слава богу, что у нас с Романом Ильиным, директором театра, сходятся мнения. Мы не можем оставить артистов без заработной платы, чтобы заменить пару рядов кресел в зрительном зале. Ситуацию в целом это не спасёт. А сохранить труппу – это наша задача. Сохранить театр, его политику и продлить его очень хорошую историю единственного в Алтайском крае музыкального театра.

Идти дальше

Вы мечтаете сохранить труппу, но ведь недавно из неё ушли корифеи…

– Сегодня театр не может выживать без «новой крови». Но можем ли мы позволить себе приглашать молодых, если госфинансирование театра сокращается с каждым сезоном? Да, наш доход увеличивается: 4 года назад мы зарабатывали 12 миллионов, а теперь зарабатываем 38 миллионов. Но бюджет театра на 80% – самоокупаемость, а на 20% – государственное финансирование. Так вот, корифеи должны содержаться за счёт государства. Они бы и дальше благополучно работали, если бы не было финансовых сокращений.

Много раз слышал: «Выгнали достойных». Да, они – достойные. И мы бы не позволили себе никогда такое сделать, если бы не находились в критической ситуации. Мы приглашаем их на разовые исполнения ролей, оплачиваем эти выходы из своих заработанных средств. Обида, конечно, осталась. И обидно всем. Обидно на саму ситуацию…Впрочем, я, делая такой шаг, прекрасно понимал, что завтра, возможно, тоже окажусь ненужным этому театру, и он от меня будет вынужден избавиться. Потому что театр должен идти дальше.

Пока театр идёт дальше вместе с вами, его главным режиссёром, расскажите о премьерах грядущего сезона.

– Спектакль «Труффальдино» – яркая история, игровой театр. Комедия дель арте вообще как десерт в режиссёрской профессии. Это долгожданный материал, где такие «вкусные», сочные работы, где можно применить столько фантазии! И музыку Колкера я очень люблю. Все его работы для театра очень интересные, безумно красивые, но почему-то в театрах они, что называется, не идут. И спектакли-то хорошие сделаны везде. Та же «Свадьба Кречинского», которую поставил в нашем театре Владимир Николаевич Филимонов. Дивный спектакль! Я ходил буквально на каждое представление. И не понимал, почему в зале было мало народа. Такая же проблема со спектаклями Колкера была и в Омском, и в Новосибирском театрах. Но «Труффальдино» – исключение. Там мощная драматургическая основа: «Слуга двух господ» – это роскошный материал, очень богатый и красочный, о каком может мечтать музыкальный театр.

Ну, а спектакль для детей – сказка «Бэмби». Сказки я всегда делаю такие, какие мне бы хотелось увидеть в своём детстве. Отчасти я помню и фильм, и мультфильм «Бэмби». Мне всегда казалось, что философия, которой они перенасыщены, не подходит для юного зрителя. В нашем случае «Бэмби» – очень внятная история. Она больше про людей, чем про зверей, потому что у них точно так же, как у нас: нужно пройти определённый путь, чтобы чего-то достичь, стать вожаком. Будут неизбежные потери, которые не должны останавливать, – ты должен идти дальше… Это те ценности, о которых нужно говорить сегодня. И сцена – как раз та трибуна, с которой мы должны донести современному зрителю богатство мировой литературы. Вообще я считаю, что сегодня как можно больше хороших, умных литературных произведений мы должны ставить. Самой хорошей – отборной – литературы.