Два месяца занятий под руководством супругов Надежды и Сергея Незбудей пролетели, как один день. Творческие субботы стали так ожидаемы и привычны, что первая свободная, без обучения, суббота показалась лишней в неделе. Проект «Журналист меняет профессию», по крайней мере его образовательная часть, в этом году завершён. Его организаторам – Главному управлению образования и молодёжной политики Алтайского края, журналу «Алтайская стройка» и Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства – нужно сказать спасибо.
Можно лучше
И всё-таки, что дальше? Для этого важно понять, что успел сделать за два месяца и чему научиться. И что и каким образом можно использовать в дальнейшей жизни.
Сделано немало для любительского уровня – больше 20 изделий. Самые любимые – ворона, домик-светильник, две тарелки в технике «графито» – с бегуньей и Одином, горшочек и кувшин, готовые к использованию после молочения и вторичного обжига, резной кувшинчик с ёлками, покрытый глазурью, – выглядит, как магазинный. И, конечно, карандашница «Лесная» – дипломная работа, оставшаяся в политехническом техникуме, создание которой защищал на последнем занятии.
Само занятие прошло душевно. Да, моё заключительное изделие уступало дипломным работам других журналистов и по красоте, и по сложности исполнения. Но так уж пошла творческая мысль – захотелось слепить большой пень, лешего и сову на сучке. До замечательного маяка одной из коллег, при взгляде на который слышатся крики чаек, ещё очень далеко, но кто сказал, что при упорной работе нельзя вылепить подобный шедевр.
Дорасти до Жеглова
Совместное обучение профессии тем и хорошо, что подстёгивает воображение, заставляет если не стремиться, то хотя бы мечтать о красоте и особом стиле своих художественных гончарных изделий. А ведь ещё в январе, проводя вечера за покерным столом с друзьями, не мог и помыслить, что потянет на творчество, что мысли будут заняты поиском новых форм, идей и возможностей в народном искусстве. Проект «Журналист меняет профессию» вдохнул в запылившийся мозг свежие мысли и желания.
Так что же дальше? Дальше творчество – меньшей интенсивности, но более разнообразное по используемым материалам. В основе – глина и всё, что из неё можно сделать. Желательно с максимальной автономностью – от поиска самой глины до попыток самостоятельного обжига и молочения. Робинзон Крузо обжёг свою посуду за одну ночь – чем мы ни робинзоны, ни крузы?
Второе в плане – лепка из пластилина и полимерной глины. Как для создания самостоятельных поделок, так и в качестве разработки мастер-моделей для будущих отливок. Да, интерес к литью, после отливки собственной формы из алебастра только вырос. Пробовать лить можно из гипса, смолы, так называемого «белого металла» – смеси олова и свинца или даже алюминия. А ещё хочется как-то подступиться к работе с деревом. И в итоге создать собственными руками какую-нибудь настольную диораму. Например, про вторую встречу Шарапова и Фокса – со сломанной оградой набережной, Студебеккером в воде, автобусом ЗиС-8. И капитаном милиции Глебом Жегловым позади старшего лейтенанта, срывающего с бандита Орден Отечественной войны. Фантазия? Возможно. Но вся жизнь, по-хорошему, должна состоять из циклов постановки целей и их достижения. Не хотеть ничего – это, по сути, уже и не жить.
Важно хотеть!
Возможно, на диораму не хватит терпения, сил, умений и способностей, возможно, для этого придётся ещё несколько раз принять участие в проекте «Журналист меняет профессию», чтобы выучиться на сталевара и столяра. Даже сам замысел может претерпеть изменения. Важно хотеть и стремиться. И важно, что после проекта на руках остаётся не только свидетельство о полученном образовании, которое, возможно, никогда и не пригодится, а то, что участие в такой акции открыло новые горизонты в познании, и желание работать руками.
Ценность полученного опыта, проведённого в стенах Алтайского политехнического техникума, времени общения с умными и терпеливыми творческими супругами Незбудей больше, чем итоговая бумага об освоении образовательной программы. Жаль, что нельзя снова пойти учиться на гончара и пропадать по субботам в мастерской. Но зато теперь можно самому искать свою тропку в этом увлекательном и необычном деле, которое может быть и профессией, и хобби.
Кстати
Можно пойти купить кружку и миску в магазине. Но куда интереснее сделать их самому – из природных материалов, собственными силами. Как? Первым делом необходимо найти глину и превратить её в рабочий материал – накопать, залить водой, выдержать, перемешать, процедить, убирая камушки и песок, выложить ровным слоем на сушку. Потом подработать, сформировав кусок, напоминающий пластилин.
Из этой глиняной массы катать жгуты и лепить их по кругу, формируя миской или кружкой, заглаживая и используя в качестве связующего раствора жидкую, по консистенции сметаны, глину – шликерную массу. Готовую посудину необходимо высушить в тени, а затем обжечь. Обжиг в костре дело сложное, какие-то изделия могут испортиться, поэтому робинзонам лучше налепить побольше чашек. Главный принцип – постепенно повышать температуру, поддерживать высокий градус долго, а потом постепенно понижать нагрев. И не допускать контакта открытого огня с изделиями.
Обожжённая посуда в целом уже готова, но для того чтобы продлить срок пользования ею и уменьшить влагопроницаемость, её принято обваривать (например, в растворе муки) или молочить – окунать в молоко и вновь обжигать, но уже быстрее и при меньшей температуре.
Готовым изделием можно пользоваться, важно только не забывать мыть молоченые чашки после еды и вытирать насухо.
Смотрите также:
- Художница Евгения Белоусова: «Хенд-мэйд - это искусство, а не поделки» →
- Желание творить. Можно ли заработать на увлечении гончарным делом? →
- У учеников проекта «Журналист меняет профессию» начались занятия →