Почему баян играет?
– Александр, хорошо известны ваши работы с инструментами пазырыкской эпохи и со старинными народными инструментами Горного Алтая. А интерес к русским гуслям когда появился?
– К гуслям меня привело знакомство с российскими гуслярами. Они знали, что я мастер-реставратор и изготовитель народных музыкальных инструментов. И часто они делились такой своей бедой: с началом перестройки экспериментальная музыкальная фабрика закрылась, а инструменты требуют дальнейшего усовершенствования.
– Казалось бы, такой простой инструмент! Что в нем совершенствовать?
– Первые гусли, за которые взялся, – звончатые. Они диатонические, звук хорош только определенное время, а потом начинает «плыть». Поэтому, чтобы играть в оркестре, нужно часто перестраивать на разные тональности. Но два-три раза перестроил, струна растянулась, нужно настраивать инструмент, делать перерывы в концерте. Поэтому я разработал новый механизм альтерации, который, чтобы повысить звучание струны, укорачивает звучащий отрезок струны точно на полтона. Повернул – на полтона изменилась высота звука.
Раньше редко использовались музыкантами щипковые гусли столообразные: громоздкие, тяжелые – до 50 кг весом. Усовершенствовал конструкцию. Получился инструмент менее 8 кг весом. На таких гуслях сейчас играют гусляры московских ансамблей «Купина», «Серебряная струна», хора имени Пятницкого. Сейчас работаю над созданием тоже мобильных и легких клавишных гуслей. Кстати, мои первые клавишные гусли «уехали» в Германию: бывшая домристка оркестра «Сибирь», переехавшая туда на ПМЖ, создала там ансамбль народных инструментов, для которого и понадобились русские гусли.
В перспективе у меня еще создание гуслей с двумя рядами струн, расположенных под углом друг к другу. Как бы два инструмента в одном корпусе.
– То есть мастер по гуслям должен быть и инженером, и столяром?
– Прежде всего он должен быть музыкантом. А потом уже – плотником, исследователем… Хотя, конечно, это важно. Например, нужно правильно выбрать материал – резонирующую еловую древесину для деки. Эпопея, как с добычей золота. Даже из отобранной древесины в отходы идет 80 процентов.
К тому же столярное дело небезопасное. Несколько лет назад моя левая рука упала на пилу. Перерезало ладонь до середины – кости, сухожилия, сосуды, нервы. После этого закончилась моя карьера исполнителя (Александр Гнездилов играл на балалайке в Государственном оркестре «Сибирь» – прим. ред.). Зато стал музыкальным мастером. «Почему баян играет, почему баян звучит?», – этот вопрос с детства задаю себе, когда прикасаюсь к любому незнакомому инструменту. И в каждый свой инструмент люблю вносить что-то неповторимое, какое-то усовершенствование.
Садко XXI века
– Ваши гусли звучат в Москве, Петербурге, Новосибирске, на Украине, в Германии. Их слышали Канада и Голландия, США и Китай. А в родном Барнауле они звучат?
– Гусли звончатые можно иногда услышать на концертах АГОНИ «Сибирь» имени Е. И. Борисова, Русского камерного оркестра, ансамбля «Жалейка».
– А у поколения Next к такой музыке интерес есть?
– Дети же идут! Им интересно. Я сам хожу по школам, рассказываю, играю на гуслях. Раздаю инструменты детям. Нарасхват!
Первый год как по классу гуслей обучает 10 детей в барнаульской ДШИ №1 солистка нашего оркестра «Сибирь» Оксана Ронина. Еще 10 детей в театре народной музыки «Песнохорки» учит игре на гуслях Святослав Бабушкин. Пусть из таких ребятишек половина продолжит занятия всерьез, то через 10 лет в Барнауле можно будет создать оркестр гусляров!
– У вас такая задумка есть?
– Обязательно! Конечный результат деятельности нашего Центра – создание музыкального коллектива. В Москве несколько ансамблей гусляров есть. И оркестр там есть – «Гусляры России» под управлением Юрия Евтушенко, народного артиста России, профессора Академии музыки имени Гнесиных и, между прочим, выпускника нашего Барнаульского музыкального училища.
Утечка талантов
– В чем основная трудность в популяризации редких музыкальных инструментов?
– Нехватка кадров. Все таланты «оседают» в Москве. Вот Рита Казакова, окончившая Барнаульское музыкальное училище, научилась играть на щипковых гуслях. И – уехала в столицу, потому что ее приняли в профессиональный ансамбль «Волшебные струны». Кстати. сейчас играет на щипковых гуслях, которые я для делал. А на гуслях клавишных у них играет паренек тоже из Барнаула...
– Каким вам видится решение кадрового вопроса?
– Было бы правильно послать на целевое обучение в Москву, в Российскую академию музыки, талантливого молодого представителя от нашего края. Например, Святослава Бабушкина. В этом году он заканчивает АлтГАКИ. Он дипломант и лауреат многих конкурсов. Очень талантливый парень! Его отец – Игорь Бабушкин – занимается популяризацией редких музыкальных инструментов, но на педагогическую деятельность у него времени не хватает. Самостоятельно поехать на учебу в Москву Станислав не может, так как не хватает средств – семья многодетная.
Колыбельная на гуслях
– Хорошо, что гусли зазвучали хотя бы на концертах народной музыки…
– Не только на концертных площадках они могут зазвучать и не только народные мелодии на них можно исполнять. Например, на нашем вечере-концерте звучала импровизация на тему «Лето». Ее исполнили Анна Сарафанова со Станиславом Бабушкиным. Такое теплое, светлое, доброе чувство от музыки все ощутили! Кстати, Анна закончила два вуза, совершенно не связанных с музыкой. И в уже взрослом возрасте пришла к гуслям. Теперь дома играет на них колыбельные своей дочери Ульяне. Кстати, замечено, что звуки этого инструмента вызывают психологически-оздоровительный эффект.
А потом, посмотрите на эти легкие, простые звончатые «Самогуды»: да это же мини-гитара для туристических путешествий! На гитаре три аккорда умеешь брать – можно популярные песни петь. А из гуслей шесть аккордов можно извлекать… Есть у нас такая мечта – «наводнить» гуслями весь Алтайский край. Тем более что этот русский народный инструмент гораздо более древний, чем балалайка, которая считается во всем мире визитной карточкой России.
Под «занавес» нашего разговора Александр Гнездилов заиграл на гуслях звонкую мелодию «Ах, вы сени!» и запел: «Говорят, частушки, вроде, в наше время не поют. Когда гусли будут в моде – запоют и там, и тут!».
Досье
Александр Гнездилов – народный мастер Алтайского края, член Российского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, Союза музыкальных мастеров Сибири, Европейского союза фортепианных мастеров и Ассоциации фортепианных мастеров России. Воссоздал древнейший музыкальный инструмент скифов – арфу, возраст которой 2,5 тысячи лет. Создал множество авторских инструментов: домру-банджо, балалайку-банджо, лиру колесную, варган «Сибирский», гусли щипковые и клавишные «Самогуды».
Смотрите также:
- Звуки тысячелетней давности: На чем играли скифы, знает алтайский музыкальный мастер →
- Кое-что о бокалах, филармониях и Венецианском карнавале →
- Виоль д’амур: В Барнауле звучал редкий инструмент →