Лариса Любивая: Умение танцевать так же важно, как и умение общаться

Но не так давно, по историческим меркам, танца как явления на Алтае не было – все ограничивалось либо детскими кружками, либо дискотеками, либо танцевальными вечерами «Кому за 30».

   
   

Меняться начало все двадцать лет назад, когда в городе была создана студия танца «Лариса». Вместе с ней в городе стали появляться другие творческие коллективы, работающие с детьми.

О том, на каких принципах сегодня строится танцевальная культура краевого центра, нам рассказа руководитель первой городской студии танца Лариса Любивая.

Танго для маленьких

– Лариса Витальевна, почему вас заинтересовал танец и почему вы связали с ним свою жизнь?

– Танцы в мою жизнь пришли неожиданно и уже достаточно поздно, когда мне было 15-16 лет. Это была группа взрослых любителей бальных танцев в ДК БМК.

Потом занималась в ДК Котельщиков и уже к окончанию школы поняла, что хочу заниматься танцами всегда, хочу учить этому детей. Тогда ребятишек классическим бальным танцам никто не обучал.

   
   

И где-то с 1989 года я начала учить детей – к 1992 году сформировался дружный коллектив из школьников 2-3 классов, около семи пар, вполне успешных для своего возраста.

Тогда мы с мужем, Сергеем Черняком, решили организовать студию танца «Лариса» – больше 15 лет проработали на базе Дворца культуры завода «Трансмаш» и сегодня, по-прежнему, являемся частью центра детского творчества Октябрьского района Барнаула.

Почти сразу стала видна отдача от нашей работы с детьми, появился результат, к нам потянулись люди, мы увидели перспективу развития, стали ставить перед собой цели и планомерно достигать их. С одной стороны нам было где-то проще, но где-то и сложнее – так как в городе мы были одними из первых.

Да, не было конкуренции в спортивных бальных танцах, но зато очень многое приходилось создавать с нуля, идти по непаханой почве. Многому учились, и спасибо родителям наших учеников, что они нам тогда помогали.

Много ездили, получали знания у опытных педагогов Санкт-Петербурга, Москвы. На танцевальных семинарах встречались с энтузиастами из Красноярска, Новосибирска и понимали, что большая работа по развитию бальных танцев идет по всей Сибири.

В итоге выросли сами и вместе с другими создали общую сибирскую танцевальную классическую культуру – как для детей, так и для взрослых.

– Почему вы решили перейти с профессионального паркета на большую сцену, превратить танец в шоу?

– На каком-то этапе мы поняли, что помимо спортивных бальных танцев нам интересно заниматься концертными шоу-программами. И где-то в 1997-98 годах мы с ребятами, которые подросли, стали создавать танцевальные номера для широкой публики.

Это привело к тому, что 10-летие клуба в 2002 году мы отпраздновали большим концертом на сцене драмтеатра. После этого мы стали известны не только как школа танцев, но и как профессиональный танцевальный шоу-коллектив.

Стали отдельно развивать это направление. Оно, к счастью, оказалось востребованным и спортивным по духу – по всему миру проводится огромное число соревнований по танцевальным шоу.

Ребята получили возможность тренироваться и сравнивать свои успехи с достижениями других коллективов. В 2004 году мы выиграли кубок России, потом выиграли кубок Европы, а сейчас у шоу-коллектива уже три кубка России и два кубка Европы, плюс призовые места на фестивалях в разных странах – так, в прошлом году взяли серебро на венецианском фестивале.

«Лариса» – это команда

– Каковы основные принципы студии танца?

– Главный принцип в клубе – командный дух. Мы изначально позиционируем клуб как дружную команду. Это сильно отличает нас от других танцевальных школ. Любой пришедший сразу понимает, что работать будет не только на себя, но и в команде.

С самого раннего возраста – с 5 лет, когда приходит на бальные танцы, мы приучаем ребенка, его партнера, родителей, думать не только о себе, но и о других.

Да, бальные танцы – это прежде всего пара, но даже будучи соперниками на танцполе, наши ребята являются командой и радуются успехам друг друга Считаем это нашим достижением.

– Что дает командный дух?

– Уверенность в своих учениках. Мы много ездим и стараемся ребятам с 10-12 лет показать мир за счет танцев – возим на соревнования и фестивали. Но в любой поездке важно быть уверенным. И у нас такая уверенность есть.

Знаем, что за нашей спиной команда, которая всегда поддержит. Те, кто не любит командный дух, отсеиваются на первых этапах – у нас высокие требования и по дисциплине, и по взаимоотношениям внутри коллектива.

Зато потом, когда команда выкристаллизовывается, уже никто не уходит из коллектива.

– Были ли какие-то направления в танцах, которые не укоренились в вашем клубе?

– Пока с трудом идут современные танцы – хип-хоп и другие. У нас другая культура – более эстетичная и интеллигентная. Молодежные направления не развиваются.

При этом развивается фламенко, хотя оно к бальным танцам не относится, но зато его сила, мощь, многослойность прекрасно вписываются в наш менталитет. И танец живота не вписывается.

– Над чем сейчас работает творческий коллектив «Ларисы»?

– В этом году нам исполняется 20 лет, и мы сделаем весь танцевальный сезон юбилейным. Сейчас делаем вечеринку, куда приглашаем друзей, где повеселимся и поздравим друг друга.

Потом будет большой танцевальный фестиваль, семинар с известными танцевальными педагогами. А в конце года сделаем то самое традиционное шоу, которое ждут барнаульцы – представим смесь тех спектаклей, которые мы возили на гастроли в разные страны.

Семейные ценности

– Как вы работаете со взрослыми?

– Почти десять лет назад мы взяли третье направление – стали заниматься со взрослыми. Стали давать программу Social Dance – общественных танцев, которую увидели за границей, в Москве и Петербурге и первыми привезли на Алтай.

Мы первые познакомили барнаульцев с кубинской культурой, показали им сальсу и бачату. Ведь это здорово, когда взрослый человек приходит и танцует для себя и собственной гармонии.

Это такой международный язык, который понятен во всех странах. Можно не говорить на испанском, но если танцуешь – будешь своим в любом сальса-клубе мира.

Сейчас активно изучаем тему аргентинского танго – этот огромный пласт культуры, который заинтересовал весь мир, стал очень популярен и моден.

Разносторонность нашей работы выкристаллизовывается в некую общесемейную культуру. У нас танцуют и дети, и молодежь, и родители.

Могут танцевать бабушка с дедушкой – есть группы для возрастных танцоров, есть 70-летние ученики.

В итоге «Лариса» стала семейным культурным центром. Люди укрепляют семейные связи с помощью танца. Семейные пары, прожившие вместе 20 лет, приходят к нам танцевать, и у них в лучшую сторону меняются взаимоотношения, начинается новый этап семейной жизни. Мы даем нечто большое, чем просто движение.

– Зачем человеку танец?

– Танец – это эмоции на уровне мужчины и женщины. Правильные, нужные. Сейчас мало кто читает книги, а экран искажает отношения людей, нормального общения почти не осталось. Танец восполняет это.

Сейчас в мире семейные люди по ночным клубам не ходят – это место для молодежи. А семейные люди посещают клубы по интересам – они научились танцевать аргентинское танго и пошли танцевать в клуб. Это вид культурного семейного отдыха.

В Барнауле 30-40-летним людям тоже почти некуда сходить. Театр, музей – не так много мест, где чувствуешь себя комфортно, куда можно отправиться с женой или с мужем.

А танцевальный клуб – как раз такое место. Танцы – это комфорт. Они дарят гармонию, в том числе гармонию семейных отношений, они открывают глаза на многое.

К примеру, на то, что для женщины важно просто быть красивой – не вести, а идти за партнером.

Задача мужчины – определять направление, а задача дамы – получать удовольствие и быть красивой. Это просто, но некоторые так трудно к этому идут.

Плюс ко всему элементарное умение танцевать – определитель уровня культуры, такой же, как умение есть ножом и вилкой или вести беседу. Сейчас у нас есть огромное желание открыть отдельный танцевальный центр, где мы будем заниматься только со взрослыми людьми и молодежью – там будет своя особая атмосфера.

Смотрите также: