Худрук духового оркестра Владимир Клименко: Духовая музыка особым образом связана с духовностью

   
   

И далеко не каждый скажет про музыку духовую. Но у каждого человека русской культуры шевельнется что-то в душе при звуках «Прощания славянки», и каждый может оценить виртуозность музыкантов джазовых оркестров.

В краевом центре развитием и популяризацией духовой музыки занимается Барнаульский духовой оркестр. В конце октября он открыл свой 23-й концертный сезон.

Программа «Юбилей в кругу друзей» была посвящена 50-летию творческой деятельности заслуженного деятеля искусств РФ, художественного руководителя оркестра Владимира Клименко, стоявшего у истоков профессиональной духовой музыки в крае.

О своем творческом пути он рассказал нашей газете.

Городу нужен оркестр

– Владимир Степанович, что вас связывает с Барнаулом?

   
   

– Больше половины жизни. В Барнаул приехал после окончания военно-дирижерского факультета в августе 1962 года. Окончил московскую консерваторию и прибыл на Алтай военным дирижером в звании лейтенанта. Прослужил восемь лет, комиссовался и пошел работать в музыкальное училище.

До 1975 года заведовал отделением духовых инструментов, а потом десять лет был директором музыкального училища. Примерно в это время задумался о том, что городу нужен профессиональный штатный духовой оркестр, который обеспечивал бы все городские мероприятия.

На тот момент в Барнауле было множество оркестров, практически на каждом крупном предприятии, но все они были самодеятельными.

Надо сказать, Барнаулу тогда очень повезло – в 70-х годах сюда приехал значительный отряд подготовленных специалистов – исполнителей на духовых инструментах. Их приглашали на работу алтайская краевая филармония, театр музыкальной комедии, культпросветучилище, музыкальное училище.

Преподаватели требовались даже музыкальным школам, где начали открываться классы духовых инструментов. Благодаря такому «десанту» отделение духовых инструментов Алтая вышло в 70-е годы на первую позицию в Сибири.

Выпускники и студенты музыкальных школ и училища стали принимать участие во всесоюзных конкурсах и становились их лауреатами. Образовалась группа единомышленников из студентов и преподавателей, которые горели идей создания в городе профессионального духового оркестра.

Поначалу все держалось лишь на нашем энтузиазме, но где-то с середины 80-х годов нас стала поддерживать власть. Первый концерт сводного городского духового оркестра состоялся в октябре 1989 года.

Официального статуса у него еще не было, но мы стали принимать постоянное участие во всех городских праздничных мероприятиях.

В апреле 1990 года краевые депутаты утвердили официальный статус трех творческих коллективов края – Оркестра народных инструментов «Сибирь», духового оркестра и академического хора. Это позволило нам подбирать состав коллектива уже на профессиональной, оплачиваемой, основе.

– Рыночные преобразования не помещали формированию коллектива?

– Почти сразу оркестр перевели на бюджет города, что позволило сохранить его штат в переходный период. Конечно, первые годы были очень сложные.

Инструментов не было – играли на собственных трубах, валторнах, тромбонах. Звуковой аппаратуры и костюмов тоже не было.

Был только очень скромный денежный оклад, который выдавали иногда с задержками. Но, несмотря на это мы начали расширять репертуар, и у нас концертный год разделился на две части.

Первая – филармонический сезон, где идут концертные программы – с октября по май – звучат разные произведения отечественной и зарубежной классики и современный репертуар.

Вторая часть – парковый сезон, когда мы играем популярную музыку в парке Центрального района и других парках города. Раньше под нашу музыку много танцевали, сейчас больше слушают, но зрителей всегда достаточно.

Остаются увлеченные

– Какие проблемы развития духовой музыки есть сейчас?

– Сейчас запрос на подготовку музыкальных кадров стал ниже, и истоки этой подготовки, особенно в детских музыкальных школах, начинают усыхать. И причина не в отсутствии интереса, а в финансах.

Музыкальные педагоги получают немного. И артисты оркестра получают около 5,5-7 тыс. рублей в месяц. Это вынуждает их подрабатывать, соответственно меньше времени остается на музыкальный рост и саморазвитие. Особенно сложно молодым – им надо решать вопросы с жильем, создавать семью.

В профессии остаются только очень увлеченные музыкой люди – те, кто уже не мыслит себя вне этого. Да, пока у городского духового оркестра профессиональный состав есть, но наша скамейка запасных стала очень маленькой.

– Сейчас нет проблем с инструментами?

– Надо сказать спасибо администрации города. У нас на фестивале были самые красочные костюмы, и сценические костюмы тоже хорошие. Инструменты приобретаем качественные – по 200-300 тыс. рублей.

– Вас считают добрым человеком, а как при этом руководить большим коллективом?

– Я не диктатор, но в нашей профессии добреньким быть никак нельзя. Терпение и требовательность необходимы для того, чтобы выровнять разные уровни одаренности в единое гармоничное полотно.

Новые направления

– Чем для оркестра интересен этот год?

– Это год юбилеев – 75 лет Алтайскому краю, столетие знаменитого марша Агапкина «Прощание славянки». Мы провели уже третий фестиваль духовых оркестров Сибири. Сюда приехали муниципальные оркестры Новосибирска, Абакана, Новокузнецка, Усть-Каменогорска, Бийска.

Фестиваль был интересен тем, что в нем участвовала духовая группа президентского полка. Также в этом году в наших концертных программах открылись новые направления – стали играть не только классику, но и ретро-музыку. В наших концертах стали принимать участие лучшие артисты новосибирской оперы.

Осваиваем новое направление – современную эстрадную музыку, песни, танцы – поэтому сейчас занимаемся поиском лучших вокальных сил в городе, сотрудничаем с исполнителями из музкомедии.

– Чем духовая музыка отличается от музыки, скажем, фортепьянной?

– Духовой оркестр – это не только музыка, это оформление всех государственных событий. Духовая музыка тесно связана с государственной символикой – это и государственный гимн, и марши. Все музыкальные государственные символы лучше всего, торжественнее, звучат именно в духовом исполнении.

Это понимал еще Петр Первый, который 300 лет назад издал указ о создании духовых оркестров при военных соединениях.

И потом, духовая музыка и духовность человека тесно взаимосвязаны. Когда играет духовой оркестр, возникает совершенно необъяснимая эмоциональная реакция – начинают в унисон биться сердца. Состояние, в которое приводит живое звучание духовых инструментов, сложно объяснить.

Но именно эта торжественность, эмоциональность, монументальность так заворожила меня, когда я в семилетнем возрасте в Новосибирске впервые услышал духовой оркестр, что я связал свою жизнь с музыкой.

Справка

Помимо Барнаула муниципальные духовые оркестры сегодня есть в Бийске, Тюменцеве, Камне-на-Оби и Ключах. В соседних регионах оркестры успешно развиваются в Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке, Северске Томской области, Красноярске и Абакане.

Барнаул, оказавшийся в числе первопроходцев в создании муниципальных духовых оркестров, по многим творческим показателям остается одним из первых в Сибири. Да и группа барабанщиц при духовом оркестре у нас самая красивая за Уралом.

Смотрите также: