Театрам Алтайского края со зрителем повезло – премьеры проходят с полным аншлагом, да и на регулярных спектаклях в залах не много свободных мест. Во многом, этому способствует активность театров во взаимодействии с медийным пространством – о постановках пишут в газетах, рассказывают с экранов телевизоров, их рекламируют на городских экранах, в общественном транспорте. О том, как это происходит, нам рассказал художник-фотограф Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина Виктор Сотников. Именно его яркие фото и видеозарисовки с репетиций и спектаклей привлекают зрителей в главный драматический театр края.
Было чем поделиться
– Виктор Николаевич, каким образом увлечение фотографией становится профессией?
– Как и многие другие, я занялся фотографией будучи уже взрослым человеком, когда купил себе первый фотоаппарат «Зенит». До этого я увлекался графикой, рисовал космос – межпланетные пространства, звездные корабли, пустынные планеты. Но когда появился фотоаппарат, стал искать фантастические сюжеты в природе – снимал цветы, обгоревшие пни, коряги.
Во время своей первой поездки в Горный Алтай взял фотоаппарат и просто пробовал снимать пейзажи. На одном из последних кадров обнаружил то, что меня удивило, – сопки, шапки облаков и странное завораживающее свечение вокруг этого пространства. Фотография получилась с мистическим наполнением, энергетикой того места. Работе я дал название «Начало, или Трон горных духов» – и она до сих пор мне дорога.
После этого проснулось желание искать подобную красоту – в природе, в людях, в окружающем пространстве. Ищу ее постоянно, уже почти 15 лет. За это время родилось несколько сюжетов, объединённых одной темой «Новая модель вселенной».
– Но это увлечение. Для профессионализма нужно признание – как свое, так и со стороны.
– Так получилось, что страсть к фотографии совместилась с увлечением старшей дочери Насти ролевыми играми – она взяла меня на одну из игр. Снимал там сюжеты с яркими персонажами в красивых костюмах – людей в необычных образах, живущих своей богатой жизнью, не похожей на окружающую действительность. Это показалось мне достойным внимания. И захотелось этим поделиться.
Помог случай – актриса театра Галина Зорина, которая видела меня на одном из концертов с фотоаппаратом, попросила поснимать ее в спектаклях. Пришел в театр с «Зенитом» и впервые в жизни снимал то, что происходит на сцене.
Одновременно с этим я обратил внимание на пустующие стены Театра драмы и обратился к директору Владимиру Мордвинову с просьбой предоставить мне пространство для небольшой художественной фотовыставки «На первый взгляд», куда вошли впечатления и от Горного Алтая, и от увиденных спектаклей.
После завершения выставки директор и завлит Ирина Свободная предложили мне подумать о работе в театре. Тут как раз готовился к постановке спектакль «Ромео и Джульетта» – был объявлен конкурс среди зрителей на выбор главных героев из нескольких молодых актеров и актрис. С интересом включился в конкурс и снимал актеров с удовольствием.
Следующая работа оказалось более масштабной – надо было обновить портретную галерею актеров театра, так как старые выцветшие фотографии требовали замены. Работа оказалась очень серьезной – пришлось тщательно продумывать технологию съемки, фоны, световое решение. Очень много снимал на пленку и создал такой багаж фотографий актеров, который востребован до сих пор.
– Приходилось снимать много. Начинал со стандартных положений, в процессе съемки разговаривал с актерами, постепенно они раскрепощались, возникало доверие друг к другу, что позволило сделать портреты, достойные внимания. Новой галереей все остались довольны, сейчас периодически обновляю ее – появляются новые актеры, кто-то уходит.
Ежедневное рождение спектакля
– Это относительно новое явление для театра – свой постоянный фотохудожник?
– Сам того не ведая, я открыл такую форму работы в нашем театре. Когда пришел в театр – и должности для меня не было. Сначала назначили фотохудожником, потом переименовали в художника по комбинированным съемкам.
До меня в театр приходили фотографы-профессионалы, которые снимали спектакли для газет, журналов, но это происходило эпизодически, и весь фотоматериал в основном оставался у них, а не в театре. С моим приходом фотографий у актеров и у театра стало много. Ведь я снимаю не только спектакли, но и процесс репетиций, работников вспомогательных служб – костюмерного, пошивочного, декорационного, бутафорского цехов.
В театре постоянно происходит что-то интересное: ежедневно происходит смена декораций, идет подготовка к вечернему спектаклю, который рождается заново в течение считанных часов. На сцене царит размеренная суета, каждый занят своим делом – человеческий муравейник, где никто никому не мешает.
Актеры приходят часа за два до спектакля и настраиваются на него, репетируют на сцене, постепенно вживаются в роль – кто-то размеренно прогуливается по коридору, кто-то сидит в гримерке и сосредотачивается, очищается от суетных будничных мыслей. За всем этим очень интересно наблюдать. Каждый день. Это рождает трепетный восторг.
– Фотоархив востребован у актеров?
– Не только у них. Когда актеры покидают наш театр, – обращаются ко мне и берут фотографии своих спектаклей. Из созданных ими образов – отбираю самые достойные, чтобы они могли показать это богатство. Такое портфолио может получить любой работник – от балетмейстера до режиссера.
Кстати, каждый режиссер, который работает в театре, получает от театра в подарок диски с фото– и видеозаписью процесса создания спектакля – от репетиций до премьеры. С этим багажом он может отправляться к себе домой.
Многие режиссеры, работающие на Алтае, удивляются такой постановке дела – в большинстве театров это не принято, и часто у режиссера практически нет материала о своих постановках.
Сообщить и привлечь
– Сайт Алтайского краевого театра драмы – один из немногих в России, сделанных современно и красиво. В этом тоже заслуга фотохудожника?
– Сайтом театра занимались целенаправленно и серьезно. Грамотный специалист, моя младшая дочь Елена, профессиональный, любящий театр человек, с тонким отношением к актерам, долго работала над ним, но в итоге получился очень достойный театральный портал, где зрители могут познакомиться с актерами, посмотреть кадры из спектаклей, обсудить постановки, задать свои вопросы. Новое руководство понимает значимость сайта для театра, и, думаю, вскоре он заживет обновленной жизнью.
– Мы живем в медийную эру, и важно сообщать о себе не только быстро, но и красиво.
– Телеканал «Культура» несколько лет назад обратился в театр с просьбой делиться материалами по репертуару. Была отработана технология обмена, которая работает до сих пор. Фотографии спектаклей постоянно востребованы российскими театральными журналами, а также используются в краевых, сибирских проектах, связанных с театрами, отдельными режиссерами и актерами.
В конце прошлого года в крае издан двухтомник, посвященный юбилею театра, и если фотографии прошлых лет для него были взяты из архивов края и личных собраний актеров, то современная жизнь театра практически полностью представлена за счет архива театра, созданного с 2003 года. Фотолетопись нужна сегодня, думается, любому театру.
Смотрите также:
- Новый «Фигаро». Худрук и режиссер-постановщик о проекте «Большая сцена» →
- Илья Ротенберг: Драмтеатр нуждается в обновлении... →
- Театр должен учить зрителя патриотизму →