Бременские музыканты
Музыка, как и культура в целом, является одним из самых успешных видов межгосударственного обмена – отдавая, ничего не теряешь, зато приобретаешь многое – понимание, эмоции, сближение, на которые не могут повлиять никакие экономические санкции. Об этом нам рассказала Нина КРЮЧКОВА, декан музыкального факультета АлтГАКИ, профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования.
– Нина Владимировна, как вас встречали в этом году в Германии, не повлияли на приём введённые против России санкции?
– Из-за недопонимания на государственном уровне мы не смогли в этом году попасть в Голландию, но немецкий слушатель был по-прежнему радушен, внимателен и искренен в своей любви к русской музыке. Всего в Нижней Саксонии мы провели пять недель – с конца июля по конец августа. В городке Лилиенталь нас принимали люди, с которыми мы сотрудничаем уже 20 лет, и мы, как и раньше, выступали в городе Бремен и других городах северной Германии.
– Кто приходит на ваши концерты в Германии?
– Аудитория почти на 100% – коренные немцы, переселенцев из России очень мало. Так, в течение 16 лет нас приглашал к себе в картинную галерею известный в Германии художник Кристиан Модерзон. Для скульпторов, художников и других людей мира искусства мы играли много классики. В Германии ценят русскую классику, видимо, на это влияют традиции, культура, образование. У нас в стране эта потребность ходить на концерты классической музыки несколько потеряна. А ещё в Германии повсеместно и верно любят нашу «Калинку» и «Подмосковные вечера».
Благодаря знакомству с музыкантами и педагогами немецких музыкальных школ, мы попали в бременскую музыкальную библиотеку и начали брать там ноты, которых нет в Интернете. Мы их копировали, привозили, играли, вставляли в программу. Например, сонаты короля Пруссии Фридриха Великого, что вызвало удивление публики в Бремене: откуда группа из Сибири знает эти произведения?
Благодаря музыке мы узнали совершенно другой народ, который оказался близким для нас.
Музыка в храме
– А какие выступления запоминаются вам больше всего?
– Запоминаются выступления в храмах. Там допускаются инструментальные и вокальные концерты в костёлах. А акустика шикарная. Струну чуть-чуть заденешь, и слышно, как она отзывается в конце храма, и потом звук возвращается к тебе – это особенная вибрация.
В церквях часто перед концертом нас приветствует пастор. Один из докторов богословия сказал, что мы, музыканты, делаем больше чем политики, так как несём культуру, открываем души. Однажды нас попросили выступить на утренней службе и сыграть русскую духовную музыку – Бортнянского, Чайковского, а также традиционные русские песни, уместные в церкви – например, «Вечерний звон». И хотя в храме не принято аплодировать, после нашего выступления раздались аплодисменты, и пастор тоже поддержал свою паству. Мало того, люди топали ногами. Когда мы впервые столкнулись с этим, то не знали, как это воспринимать. Оказалось, что аплодисменты вместе с топаньем – это высшее выражение восторга. Это запоминается.
– В чём причина интереса нем- цев к русской народной музыке?
– В Германии с огромным уважением относятся к истокам – своим и других стран. Там не стесняются вывесить флаг, надеть национальный костюм, петь народные песни. А многие наши дети в России сейчас не знают названия народных русских инструментов. Про балалайку они ещё что-то слышали, а вот домру не знают совсем, хотя она древнее балалайки.
– Откуда такое прохладное отношение к собственной музыкальной истории?
– А как часто вы слышите исполнение народной музыки на федеральных каналах телевидения? По «Культуре» только, и то не часто. Не звучит на радио русская народная музыка. А в Германии звучит. Должна быть государственная политика, просвещение, пропаганда народной культуры, инструментальной, вокальной. Только сейчас по чуть-чуть начали выпускать в эфир народные песни. Но инструментальной музыки пока нет. Поэтому на наши концерты если и приходит молодёжь, то в основном профессионально ориентированная – учащиеся музыкальных школ, колледжей, вузов – те, кому это интересно для дела. Прививать понимание и любовь к балалайке, домре, симфонической, хоровой музыке надо с детского сада и начальных классов школы. Для многих время узнавания уже упущено. Но изменения к лучшему в Алтайском крае есть – активно работает филармония, театры, краевые и городские оркестры приобретают свою площадь, в районах приводятся в порядок Дома культуры. Важно не останавливаться на этом, а продвигать в крае музыку для всего населения.
Смотрите также:
- Лариса Любивая: Умение танцевать так же важно, как и умение общаться →
- Жизнь в танцеЕсли музыка нравиться, ноги сами идут в пляс →
- Барнаульцев приглашают на MUSEum of Scene →