Эльвира Россинская: Приобщение к музыке важно для будущего каждого ребенка

​Необычный концерт устроили бывшие и нынешние студенты Алтайского государственного музыкального колледжа 29 января: известные не только в нашем крае и России, но и во всем мире исполнители дарили поздравления своему учителю – Эльвире РОССИНСКОЙ.    
   

Юбилей любимого педагога – замечательная возможность, чтобы все желанные для неё люди собрались вместе в стенах alma-mater. «А как иначе, ведь это родное для нас место, всё было и будет здесь!» – говорит Эльвира Петровна.

Победа учителя

– О педагоге часто судят по успехам его воспитанников. Гордитесь ими?

– За столько лет работы (в Барнаульском музыкальном училище с 1967 года – ред.) учеников было очень много. У многих способных и одарённых детей судьба сложилась удачно. Например, Константин ЩЕРБАКОВ входит в десятку лучших пианистов мира. Он не так долго у меня занимался. Потом учился в Москве у потрясающего педагога Льва Николаевича Наумова. Закончил консерваторию, аспирантуру, сейчас концертирующий пианист. Дина ВАЙНШТЕЙН работает в Бостоне и ездит по всему миру с ансамблем лучших инструменталистов. Сергей ГОЛУБКОВ после нашего училища поступил на композиторский факультет Московской консерватории, где его педагогом был Тихон Хренников. Серёжа закончил аспирантуру, освоил орган, сейчас преподает в столичной консерватории, уже доцент. Наша выпускница Елена САДЧИКОВА закончила консерваторию и аспирантуру в Новосибирске и уехала на учёбу во Францию. Сегодня трое моих выпускников учатся в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, многие – в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Не могу не назвать тех, кто, став отличным пианистом, остался на Алтае. Это Евгений ГУТЧИН, известный в крае музыкант, Ольга САВИНА, доцент АлтГАКИ, Елена ГЕСИНА, педагог нашего колледжа, Анатолий КЛОК, много лет проработавший директором в музыкальной школе в Усть-Калманке. Вообще почти все городские и районные поселковые музыкальные школы укомплектованы нашими выпускниками.

– Когда вы рассказывали о своих учениках, ставших признанными исполнителями на Западе, так и напрашивался вопрос: почему там, а не у нас?

– Мне кажется, это естественный процесс, ведь не только музыканты уезжают на Запад. Вот и наши с мужем (Александр Россинский преподает в музыкальном колледже и в АлтГУ, профессор, заслуженный работник культуры РСФСР – ред.) бывшие однокурсники почти все туда уехали.

   
   

– А у вас такого желания не возникало?

– Ну, сейчас-то с таким юбилеем, цифры которого меня даже шокируют, там уже никто и не возьмёт (смеется). А раньше... Хотя предложения и возможности прежде были, но мы как-то сами не хотели. Здесь у нас было всё: ученики, работа с утра до вечера, когда домой приходили только чтобы посмотреть, жив-здоров ли ребёнок. Было и признание. О нас, профессиональных музыкантах, в то время очень заботились: давали квартиры, у нас были хорошие зарплаты. Поэтому мы знали, что мы невероятно нужны стране.

– Сейчас у молодых педагогов такого ощущения нет?

– Почему не все наши выпускники устраиваются работать по специальности? Либо нет работы, либо нет жилья, либо зарплаты малы. Эти вопросы немаловажны, особенно для тех, у кого уже есть семья. Правда, сейчас проблемам культуры и образования стали уделять больше внимания. Для молодых специалистов принята в городе система стимулирования. Так что педагог музыкальной школы сегодня может получить и 15, и 18 тысяч рублей и более. Для нашего края – вполне прилично. Хотя, конечно, если бы мы жили материально лучше, мы бы от этого не страдали...

Приметы времени

– Может, обществу сначала нужно «наесться», обустроиться в материальном плане, а потом браться за духовность?

– Думаю, не стоит ждать материального достатка, а потом уже заниматься культурой. Наверное, всё должно быть либо одновременно, либо даже духовное развиваться сначала. Это нужно закладывать с младых ногтей. Посмотрите: дети, прошедшие музыкальную школу, они другие. У них даже лица другие! Многие ученики, которые живут и работают в Европе – Дании, Франции и т. д. – рассказывают, что там все дети охвачены музыкальным образованием. Кто на скрипке учится, кто на фортепиано. И им не надо по три часа сидеть над гаммами и этюдами – они просто приобщаются. Урок 15-20 минут. Может, отсюда зарождается общая культура человека?

– Среди ваших многочисленных наград и званий есть знак «Отличник культурного шефства над селом»...

– Это в 70-е годы мы силами педагогов и студентов училища организовали так называемую сельскую филармонию. Лет шесть она существовала. Готовили программы и выезжали в районы. Мы выступали в клубах, школах, ПТУ. Интерес к таким концертам был. И слушали внимательно, и вопросы задавали.

Кстати, барнаульские музыканты и сейчас дают концерты классической музыки для жителей сельских районов. Наш колледж за три года по грантам губернатора совершил более 100 выездов в музыкальные школы края с концертами и мастер-классами. Это очень важная работа, одним из результатов которой является то, что эти дети потом приезжают в наш колледж учиться.

Знаете, какая примета нынешнего времени радует? – На органные концерты невозможно достать билетов. И конкурсы в музыкальные школы стали огромные. А ведь ещё не так давно, в 90-е годы, музыкальные работники просили-умоляли родителей, ходили в детские садики и школы: отдавайте детей учиться музыке! Сейчас ведут сами. Таким образом люди защищаются от пошлости, бескультурья, безнравственности. Потому что все прекрасно понимают, что всё очень близко – распущенность духовная и наркомания, преступность. Я считаю, что если человек, закончив музыкальную школу или училище, не стал в дальнейшем заниматься по специальности, то в этом тоже ничего плохого. Общая культура она проявится и скажется везде.

Смотрите также: