Первая «запись» в хронике теперь уже легендарного «ГОРЕМ-3» датирована 26 июня 1941 года: именно в этот день Управление военно-восстановительных работ Наркома путей сообщения подписан указ о формировании Восстановительного поезда № 103. Впоследствии название изменится до «Головной ремонтно-восстановительный поезд № 3» – «ГОРЕМ-3».
Под огнём неприятеля
Среди всех строительных предприятий края, пожалуй, именно это имеет право носить статус легендарного и героического: в 1942 году его бойцы, а по-другому и не скажешь, прорывали блокаду Ленинграда, строили железнодорожную ветку по Ладоге: вместо шпал – двухметровые брёвна, закреплённые на вмороженных в лёд чурках. Однако пустить поезд по льду озера так и не удалось, зато зимой 43-го сквозь блокадное кольцо прорвался небольшой, в два вагона, паровоз – под покровом ночи и перекрёстным огнём. Узенькая десятикилометровая ветка была проложена через замёрзшие Синявинские болота, а среди героических строителей-железнодорожников был Александр Николаевич МОШИГИН, много лет проработавший плотником в «ГОРЕМ-3», уже здесь, на Алтае. Впоследствии именно по этому отрезку ж/д пути в город доставляли продукты и вывозили в эвакуацию жителей. «Умело обеспечивал руководство путевой колонной» Константин Мартынович СИНГАЕВСКИЙ, который был награждён Орденом Красной Звезды. Карельский фронт, Волховский, Ленинградский… За годы войны бойцы ГОРЕМа восстановили – чаще всего под непрекращающимся огнём неприятеля – десятки километров путей, говорят наградные документы.
В пятидесятые годы на грандиозные стройки Сибири, с их небывалыми масштабами и такими же сроками, прибывают строительные подразделения – цвет и доблесть отрасли, собранные со всей страны. В 1958-м году, в числе прочих на Алтай приезжает «ГОРЕМ-3», его зачисляют в состав треста «АлтайТрансСтрой». Ни объём работ, ни время, отведённое на их выполнение, закалённых горемовцев не пугают. Один за одним вводятся в эксплуатацию важнейшие участки железнодорожной карты Сибири: магистрали Барнаул-Кулунда, Павлодар-Барнаул-Сталинск, Малиновое Озеро-Локоть, Камень-на-Оби-Иртышская, депо на ст. Алтайская. В это же время «ГОРЕМ-3» осваивает и гражданское направление, возводит десятки жилых домов, административные и соцкультбытовые объекты. Это было удивительное время, которое позволяло любому человеку проявить свои «рабочие» таланты, выделиться на фоне других.
Высокая планка
В шестидесятые «ГОРЕМ-3» становится главным застройщиком Новоалтайска, и возведённые им здания составляют «основу» промышленной столицы края, до сих пор именно на них держится «лицо» города. Улица Парковая, Гагарина, Космонавтов, Деповская, Прудская, Анатолия, поликлиника, школы, детские сады, вокзал – всё было построено работниками «ГОРЕМа». Гражданским направлением в те годы «заведовал» орденоносец Валентин Яковлевич КЛИННИКОВ, он обладал удивительной способностью организовывать коллектив, столь впечатляющие объёмы введённых в эксплуатацию объекты – его огромная личная заслуга.
Славу – умножить!
Новое время предъявило предприятию новые требования. Сегодня «ГОРЕМ» – это общество с ограниченной ответственностью, но почти безграничными, как прежде возможностями. И сегодня предприятие гордится своими людьми: Ольге БОЛЬШАКОВОЙ, к примеру, всего тридцать лет, Галине ЧЕПУРИНОЙ – 27, а они уже бригадиры и бригадиры хорошие, которых любят и уважают! Профессиональные традиции «АлтайТрансСтроя» горемовцы хранят свято, поэтому и сегодня им удаётся держаться на плаву, строить многоэтажки, коттеджи и целые микрорайоны – с современной планировкой,
Карина ТЕПАНЯН
Смотрите также:
- Начальник ГУП «Поспелихинское ДСУ-8»: «Душа» дорожного хозяйства – это все-таки люди →
- Александр Каланча, ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района»: С праздником, Барнаул! →
- Директор ООО «Горем-3» Геннадий Журавлёв: Коллеги, с Днём строителя! →