Пока объёмы продаж фильтров и очистителей воды бьют все рекорды, наши специалисты утверждают: во многих населённых пунктах Алтайского края питьевые подземные воды в доочистке не нуждаются! Пресные питьевые подземные воды являются наиболее надёжным источником обеспечения населения питьевой водой высокого качества, защищённым от загрязнения с поверхности, и представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, широко распространённое на территории края.
Можно верить!
Им-то уж точно можно верить: в Алтайской гидрогеологической экспедиции о подземных водах – самых качественных и полезных – знают всё, шестидесятилетний опыт позволяет авторитетно развенчивать самые укоренившиеся мифы о «живительной влаге».
Небольшая справка по теме: в 1954 г. из Западно-Сибирской геологической службы, базировавшейся в г. Новосибирске, было выделено Западно-Сибирское геологическое управление в г. Новокузнецке с задачей проведения геологоразведочных и гидрогеологических работ на территории Алтайского края, Горно-Алтайской автономной и Кемеровской областей. Приказом № 106 от 12 февраля 1954 г. этого управления в г. Бийске на базе Северо-Алтайской экспедиции организована гидрогеологическая партия.
С 1956 г. партия стала называться Алтайской и переехала в с. Верх-Катунское. Спустя десять лет в 1966 году партия преобразуется в экспедицию с базой в с. Боровиха Первомайского района, где находится и по сей день. Сегодня в зоне ответственности предприятия довольно обширные направления. Главным образом, конечно, – поиски и разведка месторождений питьевых подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Алтайского края, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Плюс к этому – выполнение гидрогеологических исследований на действующих водозаборах, разведка запасов технических и минеральных подземных вод, выполнение работ по оценке загрязнения подземных вод, оказание помощи в подготовке документов на оформление лицензий на право пользования недрами (подземными водами), разработка проектно-сметной документации по организации и ведению мониторинга подземных вод, бурению разведочно-эксплуатационных скважин, зон санитарной охраны водозаборов, а также ведение государственного мониторинга состояния недр (ГМСН) на территории Алтайского края, в том числе изучение опасных экзогенных геологических процессов, бурение эксплуатационных скважин на воду. А теперь – подробнее.
Из скважины – пей!
Удивительно, но факт: с непосредственной работой специалистов ОАО «Алтайская гидрогеологическая экспедиция» – единственного крупного специализированного предприятия в крае – ближе всего знакомы жители районных центров и небольших населённых пунктов. Объясняется это просто: жители Барнаула и других крупных городов края, таких как Камень-на-Оби и Алейск, пьют воду из поверхностных источников, попросту из рек Обь и Алей соответственно. А вот абсолютное большинство сёл «запитаны» от подземных вод.
Рубцовский, Заринский, Тюменцевский, Косихинский, Родинский, Волчихинский, Егорьевский районы – вот неполный список объектов предприятия за последние два года. Если же отметить на карте края все территории, обследованные специалистами экспедиции, «белых пятен» не останется вовсе. Финансирование работ – раздельное: крупные населённые пункты и другие объекты федерального значения оплачивает федеральный бюджет, остальные – краевой. Причём в сёлах «местного назначения» жителям везёт больше: для них не только проводят геологоразведку, но ещё передают районным властям совершенно безвозмездно разведочно-эксплуатационные скважины для дальнейшей их эксплуатации в схеме водоснабжения села.
Почему же сегодня крупные города Алтайского края не нуждаются в уникальных услугах Экспедиции? Использовать поверхностные воды хоть и дороже, но проще, чем подземные: не нужно бурить глубокие скважины (а Барнаул, к примеру, находится на плато в среднем на 60 метров выше поймы Оби!), не нужно проводить трудоёмкое и затратное техническое обслуживание глубинных насосов, станций управления и системы водопроводов. До 90-х годов многие предприятия в краевой столице имели свой подземный водозабор, несколько жилых микрорайонов снабжались подземными водами, и вся эта система входила в зону геологического контроля и ответственности Экспедиции. Сегодня в Барнауле существует несколько действующих водозаборов, обеспечивающих хозяйственно-питьевое водоснабжение населения города подземными водами, одним из которых является 1-й городской подземный водозабор, расположенный на территории полуострова напротив речного порта. Доля использования подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд населения в г. Барнауле составляет не более 17 % от общего водопотребления. Впрочем, что касается абсолютных показателей чистоты питьевых вод, как поверхностных, так и подземных, все они находятся приблизительно в равных условиях, и даже при желании можно пить из-под крана. А вот сравнивать полезность или, к примеру, минеральную «ценность» воды из реки и из артезианской скважины, не стоит, не говоря уже о «мертвой» бутилированной воде, длительное хранение которой на полках супермаректов отнюдь не в её пользу. Недаром как полезными минеральными, так и бальнеологическими свойствами обладают подземные воды, которые рекомендуется употреблять непосредственно из источника (родника), что издавна практикуется во многих водолечебницах и курортных здравницах.
Чтоб не случилось беды
Кроме социально важной работы по разведке питьевых подземных вод в зоне ответственности предприятия и ещё одно не менее серьёзное направление – Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН), который представляет собой систему долгосрочных регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза её изменений под влиянием природных условий, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Более 10 лет Территориальным центром ГМСН по Алтайскому краю руководит Валентина ДЕВЯТАЕВА, ведущий инженер-гидрогеолог. Основными видами мониторинга на сегодняшний день являются мониторинг подземных вод и мониторинг опасных экзогенных геологических процессов. Наблюдения за состоянием подземных вод проводятся по опорной государственной сети федерального значения. По материалам разведочных работ и многолетних режимных наблюдений на территории края установлено преимущественное влияние отбора подземных вод на уровенный режим последних. В результате интенсивной эксплуатации водоносных горизонтов водозаборами, расположенными в пределах крупных городов, образовались единые так называемые «воронки депрессии» с радиусами от 10 до 50 км и максимальным понижением уровня в центре 5-37 м, объединяющие по два города (города Барнаул и Новоалтайск создали Барнаульскую воронку депрессии, г.г. Славгород и Яровое – Славгородскую воронку депрессии) и локальные воронки депрессии – Бийская и Заринская.
– Мы контролируем опасные экзогенные геологические процессы – оползни, обвалы, процессы оврагообразования и речной береговой эрозии – уточняет Михаил МАМОНОВ, главный гидрогеолог предприятия. – Особенно пристально следим за барнаульскими территориями, находящимися в пределах левого берега р. Обь и её притока р. Барнаулка – это участок общей протяженностью 42 километра. Там особенно высока техногенная нагрузка, а, значит, есть постоянная потенциальная угроза зарождения и активизации оползневых процессов с последующим сходом оползневых блоков. С 1974 года мы ведём постоянное наблюдение за этими процессами по нескольким показателям, дважды в год организуем пешие маршруты вдоль береговой зоны г. Барнаула для контроля за развитием оползней на ключевых участках и выявления новых опасных участков. Более 7 лет ведёт мониторинг опасных геологических процессов в черте г. Барнаула и на территории Алтайского края Марсель ГАРЕЕВ, гидрогеолог, по совместительству он же является начальником Барнаульской оползневой станции. Да, оползни можно прогнозировать: какой высоты снежный покров в этом году и как быстро растаял снег, какое выпало годовое количество осадков, время прохождения паводка и высота уровня р. Обь в этот период, вот главные показатели, которые учитываются при расчете временных прогнозов, особенно краткосрочных. Если считаем, что ситуация на конкретном участке обострилась – срочно докладываем в МЧС, в районные администрации. Можно ли коренным образом улучшить оползневую «обстановку»? Да, если в черте города одеть в бетон весь береговой склон Оби и Барнаулки.
Замеры каждый час
Начиная с 2007 года совместно с предприятием ОАО «Томскгеомониторинг» Экспедиция принимает участие в работах по проведению Гидрогеодеформационного мониторинга (ГГД-мониторинг) для оценки сейсмогеодинамического состояния геологической среды и степени сейсмической опасности территории Алтайского края. Для этих целей на территории края, в специально оборудованных шести гидрогеологических скважинах, установлены датчики для замеров: уровня, температуры, электропроводимости воды и атмосферного давления. Через каждый час результаты замеров по каналам сотовой связи передаются в Главный информационно-прогностический центр (ГИПЦ) ВСЕГИНГЕО, откуда после обработки рассылаются в региональные центры. Отчетными материалами системы обработки данных являются карты состояния так называемого ГГД-поля. Аналогичная наблюдательная сеть организована и в соседних областях: Тыва, Красноярский край, Омская область, Республика Алтай и даже Казахстан. Алтайская гидрогеологическая экспедиция осуществляет контроль за работой наблюдательных пунктов (скважин) и их техобслуживание, следит, чтобы датчики не сбоили и передавали достоверную информацию, от качества этой работы практически напрямую зависит составление качественного сейсмопрогноза на наш регион.
В 2014 году Экспедиция выиграла федеральный конкурс по проведению гидрогеологического доизучения (обновления) одного из топографических листов государственной гидрогеологической карты масштаба 1:200 000 на территории Алтайского края. Последняя гидрогеологическая съёмка этой местности проводилась в 60-х годах, с тех пор условия водопользования значительно изменились. Работы рассчитаны на три года, их проводят самые опытные инженеры-гидрогеологи предприятия, можно сказать, профессионалы суперкласса. После сбора и обработки всей накопленной за прошедшие годы геологической информации, а также результатов полевых геологоразведочных работ в пределах съёмочного листа, в электронном виде будет построен комплект гидрогеологической карты масштаба 1:200 000, разработана схема гидрогеологической стратификации, а также даны рекомендации по постановке поисковых работ на подземные воды и оптимизации мониторинга подземных вод в пределах площади листа. Ответственным исполнителем объекта является Елена ДЕМЕНТЬЕВА, ведущий инженер-гидрогеолог.
Будем работать!
Несмотря на экономический спад в гидрогеологической отрасли, наметившийся более десяти лет назад и с тех пор только укрепляющий свои позиции, на этом предприятии на полное отсутствие работы не жалуются. Финансирование данных работ как одного из видов полезного ископаемого (подземные воды) осуществляется в одной строке с углеводородами, что позволяет всё-таки надеяться на будущее гидрогеологии, которая также тесно связана и с нефтедобывающей отраслью. Да, необходимость обеспечивать самим себя требует постоянно искать новые заказы, да, буровую технику пора бы уже заменить – но денег нет. Зато в поисках и оценке месторождений подземных вод у экспедиции на сегодняшний день конкуренции нет, на таком уровне на территории Алтайского края, да и в соседних субъектах сегодня не работает никто. В последние 5-6 лет – после долгого перерыва – сюда пошла работать молодёжь (хоть и с дипломами аграрного и гуманитарного университетов, а не геологического, как хотелось бы), которая после до и переучивания вполне сможет обеспечить предприятию будущее. Результаты этой работы уже видны сегодня, в этом году выпускник аграрного университета наш молодой сотрудник Олег БОРЗИЛОВ успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оценка ресурсов подземных вод для целей аграрно-индустриального развития Кулунды». Сегодня Экспедиция работает с такими крупными заказчиками как: ООО «Алтаймясопром», ОАО «Алтай-Кокс», ООО «Бочкарёвский пивоваренный завод» и др., охотно выполняет заказы среднего и крупного масштаба, берётся за бурение скважин даже на частных земельных участках – было бы где технике развернуться.
– Шестьдесят лет для предприятия – это, конечно, возраст достойный. – говорит Сергей Епихин. – Большинство наших сотрудников прожили здесь целую жизнь, внесли огромный и неоценимый вклад в обеспечение качественной питьевой водой практически всех жителей нашего края, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это такие специалисты геологи и гидрогеологи как
М. Рыжковский, Н. Букшань, В. Артамохина, А. Филонов, П. Ляшенко, А. Мацук и др. Есть те, кто имеет правительственные награды. Плодотворно трудятся и по сей день инженеры и техники – В. Бородавко, Б. Квасов, Б. Вишняков, Е. Переседова, А. Давыдик, Е. Дементьева, Е. Лиходеева, Е. Вивилова, Л. Жизневская,
А. Аникина, В. Кистаева, главный инженер Н. Переседов, главный механик – О. Вальковский, буровые мастера – В. Епихин и Ю. Жизневский, машинисты буровых установок – Ф. Казарин,
А. Манчев, С. Копылов, водители – М. Холодный, А. Колчанов, О. Язвенко. Более 40 лет трудится начальник планово-экономического отдела
В. П. Гладкова, честно выполняют свою работу главный бухгалтер А. Пономарева, бухгалтеры
Т. Лушпенко и Ю. Каргина, секретарь-референт В. Язвенко. Я благодарю их за многолетнюю честную работу, за то, что мы выстояли все кризисы, прошли все переходные периоды. В будущее мы смотрим с надеждой и большим оптимизмом. Будем работать, будем и дальше нести нашу благородную и такую важную миссию.
Карина ТЕПАНЯН
На правах рекламы
Смотрите также:
- Геология – важная составляющая экономики России →
- Артезианская вода для города Новоалтайска →
- Какую воду мы пьем? →