10 миллиардов выделят на утилизацию авто

   
   

О подписании документа Путин сообщил на встрече с министром промышленности и торговли Виктором Христенко, которая состоялась 12 августа. Христенко назвал постановление «важным и своевременным» и доложил премьеру о состоянии дел в российской автомобильной отрасли за семь месяцев 2010 года

- Что касается семи месяцев, то в целом можно сказать: рынок постепенно восстанавливается. За семь месяцев текущего года лёгких пассажирских, лёгких коммерческих автомобилей на рынке было продано 964 тыс. штук. Это примерно на 9% больше, чем в 2009 году. 9% - цифра, может быть, не очень существенная, но в последние месяцы, начиная с апреля, рост рынка шёл двухзначными цифрами и темпами.

В апреле - 20% , в июне - 45%, в июле - 48% роста по отношению к продажам прошлого года, и это уже существенная динамика. Хотя надо сказать, что и в июле мы продали или было куплено на рынке машин в 1,4 раза меньше, чем в успешном 2008 году, до кризиса. Тем не менее постепенное восстановление спроса на рынке происходит, и, безусловно, это позитивная тенденция. Второй момент, который я хотел бы отразить, - это то, что связано с производством на российской территории. За это время производство автомобильной техники на российской территории росло ещё более высокими темпами: по итогам семи месяцев оно выросло больше чем на 60% по отношению к 2009 году. Конечно, здесь сказывается эффект низкой базы 2009 года или сильного падения. Но 1,6 раза - это очень высокий темп.

В результате российская автомобильная промышленность (это и наши традиционные бренды, и иностранные бренды, производимые на территории России) стала доминирующим игроком на рынке. Если в первом полугодии 2008 года доля была 32%, в 2009-м приблизилась к 50%, то теперь доля автомобилей, продаваемых, произведённых на территории Российской Федерации, на нашем рынке, превысила 60%. Это, конечно, существенное достижение, которое требует закрепления и достаточно серьёзных усилий.

Из первых десяти наиболее успешно продаваемых моделей на сегодняшний день девять производятся на территории Российской Федерации. Конечно, это позитивные моменты. Оба эти процесса могли состояться только благодаря мерам государственной поддержки, которые, мне представляется, были приняты своевременно, в нужном качестве и в нужном объёме.

Среди мер, которые поддержали частный спрос, - две ключевые позиции: льготные кредиты и утилизация. Льготные кредиты мы запустили в прошлом году, и в прошлом же году мы сумели выдать 72 тыс. льготных кредитов. В 2010 году эта норма действует с начала года: на сегодняшний день 200 тыс. заявок на льготное кредитование и более 90 тыс. выданных льготных кредитов, то есть за первые семь месяцев мы уже целиком превысили показатели прошлого года. Утилизация.

   
   

Первый этап - 200 тыс. свидетельств, 200 тыс. автомобилей, или премий - полностью реализован. Из них более 190 тыс. оформлено уже контрактами - известно, какая у людей будет машина, когда и так далее. Более 130 тыс. получено. Более того, мы приступили к реализации второго этапа, финансовое обеспечение которого на 10 млрд Вы сейчас подписали. 60 тыс. автомобилей, 60 тыс. свидетельств уже зарезервировано в рамках предварительных контрактов купли-продажи.

Ещё один процесс, который чрезвычайно актуален и который характеризует состояние автопрома, - это инвестиционный процесс. Последний инвестиционный цикл российский автопром пережил в 70-е годы прошлого века. И в этом смысле новый инвестиционный цикл, конечно, существенно задержался. В 2005 году была сформулирована основная промышленная политика в этой сфере. С 2006 года, по сути, начался новый цикл.

С 2006 года и до начала кризисных явлений автомобильные инвесторы, зарубежные инвесторы вложили в предприятия более 5 млрд долларов. Я говорю в долларах, так как значительная часть инвестиций - от иностранных компаний. Даже несмотря на кризисные явления, именно благодаря мерам поддержки и внятной национальной стратегии, которая была принята, инвесторы продолжили этот процесс и даже в этот трудный год проинвестировали более 1 млрд долларов.

Более того, по многим предприятиям этот процесс даже ускорялся, так как было понимание, что возможность, которая открывается вслед за кризисом, может быть занята игроками и инвесторами, которые пришли к нам. Именно поэтому в этот период, несмотря на кризис, у нас появились новые марки, которые в том числе вошли в программу поддержки со стороны Правительства. Это и Volkswagen, и Peugeot Citroën, и Hyundai, который сейчас завершает свои инвестиции. Все, кто намечал, практически никто не сошёл с этого пути - это очень важно.

Но важно и то, что для завершения обновления, модернизации отрасли в планируемые сроки - полное обновление отрасли намечено примерно до 2016 года - необходимо ещё более 10 млрд долларов инвестиций. И, конечно, для инвесторов, для поддержки этого инвестиционного цикла требуется уверенность и очень важны те меры, которые мы сейчас принимаем и которые мы наметили на 2011 год в качестве поддержки развития отрасли.

В этой связи это, наверное, главное, что будет определять общую результативность наших мер - и по поддержке спроса, и по поддержке инвестиций во второй половине 2010 года и в 2011 году. Я абсолютно уверен в том, что решение, которое сейчас принято, чрезвычайно важное и очень вовремя. Мы сумеем сейчас перевести предварительные контракты на приобретение машин в реализацию, и процесс, несмотря на то что он и так сейчас идёт быстро, пойдёт ещё интенсивнее.

Смотрите также: