Барнаульские футболисты-ампутанты выиграли чемпионат России в год 100-летия «Динамо». После матчей первого круга они лидировали, и в решающих матчах наша команда не дала поводов усомниться в лидерстве. Выиграв все пять матчей, барнаульцы в шестой раз в истории стала чемпионом России. Звания лучшего игрока турнира удостоен наш капитан Дмитрий Удалов. О секрете успеха барнаульцев, истории создания команды и её участниках рассказал altai.aif.ru её начальник и играющий тренер, выступающий за коллектив с момента его основания, Леонид Кинякин.
Сибирский характер
Анатолий Медведев, altai.aif.ru: Леонид Германович, в чём феномен алтайского футбола? За счёт чего удаётся провинциальной команде добиваться таких успехов?
Леонид Кинякин: Думаю, сибирский характер. Собрался коллектив, костяк. Народ тянется туда, где в команде здоровая обстановка. По отзывам иногородних ребят, они очень довольны именно моральным климатом.
- С чего всё начиналось?
- Большая заслуга в этом Софьи Григорьевны Стародубцевой. Она работала на протезном предприятии врачом-реабилитологом. Занималась с ребятами, у которых были ампутированы руки. По телевизору увидела, как ампутанты играли в футбол в Ташкенте. Это был 1988 год. Взяла с собой одного пацана и съездила в Узбекистан. Пообщалась, приехала.
Тогда как раз шла война в Афганистане. Ребят было много покалеченных. Софья Григорьевна пригласила нас, человек 8-10. Все занимались раньше спортом: кто-то лыжами, кто-то - велоспортом, один вообще играл в хоккей в команде мастеров «Мотор», другой - за молодёжную команду «Динамо» в футбол. Нас особо учить не надо было. Просто дали костыли и мы начали на них учиться бегать и играть.
Вскоре стали ездить на турниры. В 1992 году поехали на турнир на призы газеты «Известия», где заняли призовое место.
С 1993 года наши пути с ней разошлись. Она была за здоровый образ жизни. А ребята всё же не только с физическими, но и с душевными травмами. И большая часть из них, кто хорошо играет в футбол, они нет-нет да нарушали режим, грубо говоря, поддавали. Ей это не нравилось. И она начала таких игровых ребят из клуба удалять. Я как руководитель её очень хорошо понимаю, но от этого страдали спортивные результаты. Потому что оставались трезвые, но никакие футболисты. Однажды она и сказала: «Не нравится - уходите». И большая часть встала и ушла.
Посидели, подумали. Мы уже как бы сплотились, надо что-то было дальше делать. Так в 1994 году зарегистрировали свой клуб «Алтай».
Под крыло «Динамо»
- Когда вы начали сотрудничать с «Динамо»?
- В 2003 году Владимир Альт, (Тогда заместитель председателя крайспорткомитета, позже начальник регионального управления по физкультуре и спорту, ныне директор Центра спортивной подготовки. - прим. ред.) пригласил нас с президентом «Динамо» Евгением Панченко на встречу. Посидели, поговорили, нашли общие интересы. Владимир Александрович убедил его, что нас нужно взять под динамовское крыло.
В 2004 году мы сразу стали чемпионами России. Во многом, потому что избавились от головной боли, где найти средства для выезда на турниры. Раньше ходили с шапкой по кругу, по предпринимателям. Благо друзей у каждого много. Один одел, другой - дал денег на дорогу. Найдём средства - едем, нет - тренируемся дальше.
А когда вступили в динамовскую структуру, всё стабилизировалось. Плюс ведущим футболистам стали платить регулярно зарплату, это уже достаточно мощный стимул. А до этого был чисто любительский футбол. Жили, кто на пенсию, кто работал. С работой - тоже проблемы. Отпросился съездить на соревнования, приезжает - его уже уволили. Кому нужен такой работник, который регулярно отпрашивается?
Начали регулярно готовиться, проводить сборы. Появилась возможность приглашать игроков из других городов. Тот же Дима Удалов из Нижнего Новгорода. Там у них команды на тот момент, 2004 год, не было. Приехал сюда, здесь ему помогли с жильём, и он влился в коллектив. И сейчас много ребят просятся из других городов, потому что команда выступает, игроки сидят на зарплате.
Играют чемпионы мира
- Сколько получают футболисты?
- Заслуженные мастера России - 20 тысяч рублей в месяц. Игорь Жилин, Дмитрий Удалов. Остальные - 15 тысяч. Не запрещено подрабатывать, только не в ущерб команде.
- Наши представители есть в сборной России?
- Три человека: Дмитрий Удалов, Георгий Криволуцкий и Михаил Готовский. Игоря Жилина приглашают, но у него личные обстоятельства и перспективная работа не позволяют регулярно выезжать и защищать честь России.
- А среди динамовцев есть чемпионы мира?
- Да. Игорь Жилин - пятикратный, Дмитрий Удалов - трёхкратный, Георгий Криволуцкий - серебряный призёр чемпионата мира.
- Есть какой-то призовой фонд? Премиальные за победу в чемпионате России?
- Нет, кроме кубков и грамот мы ничего не получаем. Только моральное удовлетворение. Мы - не паралимпийский вид спорта, и этим всё сказано. Никакой государственной поддержки. Вся надежда только на себя.
- Вы сами ещё играете?
- В этом году уже нет. Потому что при диспансеризации обнаружились проблемы в сердце, кардиограмма не очень хорошая. На тренировках я бегаю, в небольших турнирах играю. 6 сентября поедем в Казань, планирую там участвовать во всероссийских соревнованиях для спортсменов с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и ПОДА (повреждение опорно-двигательного аппарата) под эгидой Российского футбольного союза (РФС). Туда едет полурезервный состав.
- Кто в принципе играет в команде? После каких травм?
- С железнодорожными травмами, трудовыми увечьями, после ДТП, от Рождения (без руки), много афганцев.
- А с вами что приключилось?
- У меня производственная автодорожная травма: поднимали троллейбус, а я неосторожно сунул под него ногу, а машина сорвалась и придавила её. Это случилось в 1987 году. В 31 год стал инвалидом, три года сидел, ничем не занимался. Как раз ребёнок родился. А тут жена Надежда как-то увидела сюжет про футбол по телевизору и говорит: «Сходи посмотри, ребята-ампутанты играют, может, понравится».
А я с детства любил футбол, больших высот не достиг, но играл за сборные школы и пионерского лагеря. Главный мой минус: я в детстве был маленького роста, метр с кепкой, неперспективный. А конкуренция была высокая, поэтому не попадал в более сильные команды. Это сейчас за деньги можно хоть где начать играть, а тогда главенствовал спортивный принцип.
- Что даёт футбол таким людям, как вы?
- Был у нас такой Сергей Копылов. Получил травму, и мы буквально на четвёртый день приехали к нему в больницу и предложили войти в нашу команду. Три дня до этого он лежал и думал, как жить дальше, а нужно ли жить с такой бедой. А тут мы - трое из ларца. Поехали, покажем, как ты можешь жить дальше. Нормально жить и радоваться жизни.
Есть у нас ещё один парень, он, по большому счёту не создан для футбола, но ни одну тренировку не пропускает, ездит из другого города, и тренируется с особым рвением. Зачем ему это надо? У каждого из нас свой ответ на этот вопрос. Всё очень индивидуально.
Ну и конечно, команда - это вторая семья. Мы живём очень дружно, помогаем друг другу, это усиливает тягу к общению с собой подобными, и опосредованно, к спорту, здоровому образу жизни. Мы дружим семьями, вместе отмечаем праздники. Более молодые ребята даже купили квартиры в одном районе, чтобы быть друг к другу ближе.
Человек создан для нормальной жизни, и даже такие тяжёлые травмы не могут убить эту тягу. Единственное условие - нужно быть сильным, чтобы не отчаиваться и преодолевать себя.