Примерное время чтения: 6 минут
315

Договор со стихией. Водник из Барнаула - о путешествии по кавказским рекам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Алтай 17/07/2019

Николай Бондаренко нынешней весной сплавлялся по самым бурным и опасным рекам в Чечне и Ингушетии в составе сборной команды из Барнаула, Иркутска и Москвы. Туристам-водникам удалось стать первопроходцами около 20 порогов шестой (высшей) категории сложности. Там не было фотокамер, судейской коллегии или зевак, наблюдающих за исходом дела – 18 человек остались с природой один на один. По словам Николая, сборная заявлена на чемпионат России по спортивному туризму.

- Опытный  путешественник, турист, экстремал не будет говорить, что он покорил или укротил, потому что природу нельзя покорить. С рекой можно договориться, она просто нас впустила и выпустила без происшествий. Мы благодарны рекам и Кавказским горам за то, что вернулись живые и здоровые.

Без команды – никуда

- Николай, расскажите подробнее о соревнованиях. Почему отправились именно на Кавказ?

- По условиям чемпионата мы может поехать в любую точку планеты. Но мы решили на Кавказ – манила мысль стать первопроходцами. Заявились, как положено, согласовали маршрут, встали на учёт в МЧС… По итогам прохождения маршрута будем писать подробнейший отчёт. В декабре судьи рассмотрят отчёты всех участников, и тогда примут решение о присуждении победы.

- Как образовалась ваша команда?

- У нас 18 человек, костяк команды образовался ещё в 2008 году. Кто-то даже в шутку однажды  сказал: «Ребята, с вами я готов взять автомат, и пойти куда угодно». И это неспроста, ведь мы доверяем друг другу свою жизнь. С другими людьми я бы никогда не решился на такой сплав.  Так что без своей команды – никуда.  

- Сколько лет вы уже занимаетесь водным туризмом?

-  «Водой» начал заниматься в 2002 году, а в 2004 году уже вышел на высокий уровень. В 19 лет покорил порог на Нижнем Башкаусе - реке в Республике Алтай, левом притоке реки Чулышман. Я попал в команду к выдающемуся путешественнику Александру Проваторову. С ним я увидел такие жёсткие реки, как Аргут, Мажойский каскад на Чуе, Чулышман. За это время  познакомился с профессионалами своего дела – Сергеем Блошкиным, Владом Зыряновым. Это люди с огромнейшим опытом: они единственные проходцы Карагемского прорыва на реке Аргут в 2003 году.

Фото: архив Николая Бондаренко

Спасибо, что живой

- Шестая категория – высшая по сложности. Во-первых, это опасно, а, во-вторых, страшно. Хотя, может вы научились уже бороться с этим первобытным чувством. Как решаетесь по таким рекам сплавляться?

- Да как не страшно? Страшно! Но сказать, что мы рискуем жизнью, не обдумав свой шаг, нельзя. Пороги запредельные, какие-то были суперсложными. Перед путешествием мы тщательно всё прорабатывали.  Безопасность - в первую очередь. Были случаи, когда приходилось выдёргивать друг друга спасательным концом: посреди или в конце порога выставляются страховщики на случай переворота экипажа. Есть специальное устройство – верёвка, которую мы называет просто – «морковка». Вот ею цепляешь человека и подчаливаешь его к берегу.

- Экстремальный вид спорт предполагает травмирование и ситуации, когда ты на волосок от смерти. От этого не застрахован никто. Был опасный момент, который запомнится навсегда?

- 5 мая 2009 года. Мы проходили порог «Стол президиума» на Мажойском каскаде.  Сверху с напарником посмотрели - высота 50-60 метров. Увидели, что справа «бочка»,  решили в неё не лезть, поскользить по камушкам. Реку мы недооценили. Поехали на катамаране, и тут нас заносит  на камни и переворачивает. Напарник сверху, а я снизу, держусь за раму, река пытается смыть меня.  А внизу в камнях – щель, и если отпущусь, меня в неё потянет. А я туда сильно не хочу! Температура воды – всего 3-5 градусов, чувствую, что сопротивляться или подтянуться не могу. Это всё произошло за секунды. Мне пришлось отпуститься. Думаю: «Ну все, доплавался». Разжимаю руку, и меня смывает в эту щель, словно в унитазе… Потом выплыл, смотрю, а дальше ещё порог – одним словом, карусели только начинаются. Около ста метров меня тащила река. В те секунды я понимал, что страховкой должны были быть мы сами. И никто не поможет. А впереди следующий порог, и если бы я не выплыл, то не выбрался бы из реки вообще. Сопротивляться воде тоже нельзя – она покрутит, повертит и отпустит. У меня был всего один шанс. Плыву и думаю: «Надо, Коля, надо». И начал махать руками. Еле выбрался живым. Вышел из реки я одной большой гематомой с сотрясением мозга.

- Как справиться с болью в воде, когда тебя кидает о камни?

- Боль вообще не чувствуется в воде. Почувствовал всё, когда уже вышел из реки. А сотрясение мозга обнаружил только через три дня, когда вернулся в город с соревнований.

Альтернативы не нашлось

- Родным рассказывали об этой истории? Как они вообще вас отпустили куда-то ещё после этого?

- Об этой истории родные узнали лишь спустя год. Жена всегда перед моим отъездом говорит: «Помни, что у тебя есть мы», для меня важно, что семья поддерживает. И я всегда понимал, какая ответственность на мне лежит… И в 2014 году я почувствовал, что больше не могу подвергать свою жизнь чрезмерной опасности, и страх не давал спать по ночам перед путешествием. В общем, решил «завязать», так что поездка на Кавказ стала первой после долгого перерыва.

- Подождите, а как команда отнеслась к уходу?

- А друзья смеялись: «Ты чего, Колян, столько ещё всего впереди!». Звали каждый год в путешествие, не забывали про меня. И вот, когда они стали собираться на Кавказ, я сказал: «Ребята. Первопрохождение – его у меня еще никогда не было. Я с вами». Хотелось назвать пороги по-своему, а это могут сделать только первопроходцы. Всего мы сможем назвать около 20 порогов. Например, когда сплавлялись по реке Асса, их много  было. Когда слышишь название реки, сразу вспоминается танец лезгинка. Был порог, на котором «натанцевались» точно, вот думаем так и назвать его - «Лезгинка».

- А почему вы решили вернуться на воду? Только чтобы стать первопроходцем?

- Я искал бурной водной стихии  альтернативу. Занялся подводной охотой, обычной охотой. Когда лето подходило к концу, я понимал, что чаша наполовину пуста. Эмоций  не хватало. И когда я вернулся, прошёл первые пороги на Ассе, подумал – я дома!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах