В ноябре в Барнауле на конкурсе молодых дизайнеров продемонстрировали интересную коллекцию туник и палантинов «Ветер времени», созданную на картины заслуженного художника России Сергея Дыкова.
«Сергей - потрясающий художник, в картинах его живёт дух Алтая, мне захотелось познакомить с его творчеством ещё больше людей», - рассказала на презентации автор коллекции, дизайнер Ольга Гриднева.
Художник переводит стихи с алтайского на русский, пишет картины и готовится к большой выставке в Новосибирске. В беседе с корреспондентом altai.aif.ru Сергей Дыков рассказал о том, как алтайские духи вошли в его жизнь, и почему нужно быть осторожными с сакральными предметами.
Достающий до облаков
В Барнаул Сергей Дыков приехал совсем недавно. До этого много лет жил в Горно-Алтайске. По словам друзей, маленькая квартира в Горном была завалена книгами, тетрадями с его записями и рисунками, которые Дыков рисовал всегда, причём молниеносно. Так же стремительно раздаривал, с лёгкостью детей, дарящих друг другу охапки красивых осенних листьев.
«Он настолько ярок, что им невозможно не увлечься и хочется бежать по тем же тропам, отринуть материальное, он заражает. И на многих сильно повлиял в нашем местном искусстве,- поделилась на одной из выставок Дыкова художница Виолетта Метелица. - Вот есть у него работа «Облачная дева», а мне кажется, он сам такой: достающий до облаков, большой, воздушный, всегда радостный. И очень щедрый - знали бы вы, сколько работ он просто раздавал»!
Шум духа хвои
Сергей говорит, что в детстве мог часами наблюдать за насекомыми, разглядывать травинки, камушки, цветы… Возможно, уже тогда светлый голубоглазый мальчик полюбился духам Алтая, которые по поверьям коренных старожилов живут в Горном в реках, лесах, водопадах, пещерах, на земле и в небе.
«Творчество Сергея Дыкова тесно связано с алтайской культурой,- пишет искусствовед Любовь Норгелене. - Песнь алтайских сказителей, шаманские обряды, вершины гор переплетаются в единой композиции, и захватывают зрителя своей историей, символикой и экспрессией. Мифотворчество, как основная тема творчества автора, раскрывается в произведениях через шум хвои и воды, колыбельную ветра, песнь кукушки. Бесконечность образов вытекает из огромного пантеона алтайских богов, героев, духов…
Встреча с кескепчи
«Мне повезло встретиться с алтайскими поэтами и писателями,- рассказывает Сергей. - И ещё всегда у меня был огромный интерес к сказителям. Особо восхитил Алексей Григорьевич Калкин, таких алтайцы называют «кескепчи» или видящий. Была история, как к нему в аил ехала целая делегация, Калкину не сообщали о планах, но он знал, что они приедут. И многое зрил ещё. Лично я с ним при жизни ни разу не встречался, видел только на сцене. Но в августе 1998 года мы с другом Амыром Укачиным шли мимо института фольклора в Горно-Алтайске, и нас попросили зайти. А там как раз проходило прощание с Алексеем Григорьевичем. Удалось с ним встретиться вот так, на похоронах, и в этом было что-то знаковое. Поучаствовали в обряде прощания, и даже помогали при погребении. Я тогда спросил, почему хороните не на родине, в Ябогане Улаганского района. И мне передали его слова: «Меня, где ни похоронят, я всё равно на родину в свой аул вернусь».
Путешествие шамана
В каждой работе Сергея Дыкова реальный сюжет переплетается с сакральным, магическим, напоминая, что миров много, не только наш осязаемый и видимый. На недавней выставке художника в галерее «Турина гора» в картинах оживали духи деревьев, заката, олицетворялись тайные желания, полыхала в подсолнухах цыганская любовь, настороженно отгораживалась ладонью колдунья в бане.
Особая тема в его творчестве посвящена шаманам и их путешествиям по мирам. На одной из картин изображены в деталях шаманские зигзаги в верхние и нижние миры.
«В подземном мире - множество опасностей, среди которых - искусительницы - дочери Эрлика - владельца подземного мира, - рассказывает художник. - Они заманивают шамана в эротические сети, откуда он уже не выберется, как муха из паутины паука».
Как бубен дёрнул током
Чувствующий алтайских духов мастер предупреждает, что с сакральными предметами современному человеку нельзя играться.
«Однажды была у меня электрическая история. Режиссёр Шумаров обнаружил в тайной пещере шаманский бубен и решил его взять.- рассказывает Сергей. - Это был бубен умершего шамана, похороненный отдельно по обряду. Режиссёр предложил взять его в театр, где я работал художником. И дальше пошла мистика. Когда я вёз этот бубен, мне казалось, что он гудит с жужжанием на коленях. Дальше - больше: актёра, ударившего по нему на сцене, как будто пробило током, и он с гримасой убежал за кулисы. С другим актёром то же повторилось, тогда на бубен стали смотреть со страхом, боясь прикоснуться. В конце концов его отвезли обратно в пещеру, чтобы не гневить умершего шамана».
Испытания
В последние несколько лет в жизни художника Дыкова произошли серьёзные потрясения: смерть жены Наташи, череда болезней. Очнувшись от инсульта, художник потянулся за кистью, и линия на бумаге закрутилась как радостный вихрь, как поток, поднимающий птицу в парении. И творчество стало лучшим лекарством.
И он снова рисует, и на выставках зрителей очаровывают его новые работы Сегодня рядом с художником Валентина, подруга юности. Их встреча - отдельная история, которая тоже похожа на завиток ветров. Строчки про завиток есть и в стихах Сергея Дыкова, посвящённых его музе.
«Помолчим, мой друг, помолчим,
Жёлтый ветер гуляет в лесу...
В этот час всё, что было, таим.
Я в ладони тебе принесу...
Завиток наших зимних вьюг
И фиалку весенних дней,
Журавлиную песню разлук
И любовь... Не забудь о ней»
«Для меня жизнь - это бесконечное сочинение, мир - система знаков,- сказал художник в одном из интервью. - Пока я сочиняю - я живу. А как только прекратится этот путь - я исчезну. А пока буду улавливать звуки, которые отправляет мне космос и отражать их, пересказывать их в своём творчестве».