По какой бы железнодорожной ветке, в какую бы сторону края не поехала бы Ирина Дмитриевна Скоринова, ей на каждой станции найдется, что рассказать про местные здания и сооружения.
Годы строительства или реконструкции, объемы ремонтов, технические характеристики, подрядчики…многое хранит ее память. Хотя из родного проектно-сметного отдела Алтайского отделения дороги она ушла - с выходом на пенсию - еще в позапрошлом десятилетии.
Но женщина по-прежнему вся в работе, только теперь ее забота – не проекты и объекты, а люди. Почетный ветеран железнодорожного транспорта России Ирина Дмитриевна Скоринова - председатель Алтайского регионального координационного совета ветеранов войны и труда Западно-Сибирской железной дороги.
Дойти до каждого
«У нас, железнодорожников, ни один человек, вышедший на заслуженный отдых, не теряется, - деловито рассказывает наша собеседница. – Он только трудовую книжку забрал, а председатель первичной ветеранской организации его предприятия уже знает, где «новоявленный» пенсионер живет, с семьей или одинокий, каково его состояние здоровья, какие потребности есть. У нас в каждой из 57 «первичек», в каждом из четырех узловых советов ветеранов (это в Камне-на-Оби, Рубцовске, Кулунде, на станции Алтайской), в региональном совете, как и в целом на РЖД, девиз один: дойти до каждого!».
Выражение «у нас, железнодорожников» стало привычным для Ирины Дмитриевны в 1983 году, когда она приняла приглашение прийти работать в проектно- сметный отдел Алтайского отделения дороги. «Мне как-то неожиданно быстро стало комфортно на этом рабочем месте, меня сразу тепло принял коллектив, я довольно быстро вошла в курс дела», -рассказывает наша собеседница.
Впрочем, что бы быстро не войти? На дорогу Скоринова пришла уже сложившимся инженером, с десятилетним опытом работы в проектном институте «Алтайгражданпроект». А что до специфики проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры, то у Ирины Дмитриевны за освоением новых знаний и навыков дело никогда не вставало. Вот по первому высшему образованию она вообще химик-технолог. Но уже в студенчестве вышла замуж, как нитка за иголкой пошла за мужем в «Алтайгражданпроект», заочно поступив на строительный факультет все того же Алтайского политехнического института (ныне – Алтайский государственный технический университет им.И. И. Ползунова).
Благодаря высокого уровня компетенциям и ответственности, целеустремленности и умению выстраивать конструктивные отношения с разными людьми через непродолжительное время Скориновой доверили руководство отделом, с чем она успешно справлялась 16 лет.
А еще ее, по словам коллег, всегда отличал творческий подход к любому делу и активная жизненная позиция (это, видимо, из детства; от папы, работавшим редактором районной газеты, и мамы – заведующей кабинетом политпросвещения на крупном промышленном предприятии). Эти качества, вкупе с искренним желанием помочь коллегам в трудную минуту, впоследствии и «вывели» Ирину Дмитриевну сначала в председатели совета ветеранов аппарата отделения, а потом и всего регионального совета.
Всегда в зоне доступа
«В Алтайском отделении сегодня 10 431 ветеран дороги; ветеранов Великой Отечественной войны, увы, осталось только 23 человека и около трехсот тружеников тыла, - рассказывает собеседница. - Забот, конечно, много, но у нас все руководители «первичек» и узловых советов энергичные и актив хороший. Важно, что мы не варимся «в собственном соку», у меня есть прямая связь с руководителями всех подразделений, станций. И руководство дороги поддерживает ветеранское движение - и морально, и финансово: средства ежегодно выделятся и на адресную помощь, и на организацию мероприятий. До пандемии у нас их всегда много было, и не только по большим праздникам и в месячник пожилого человека. Вот, бывает, провожает коллектив коллегу на пенсию, а тот говорит: «у меня теперь главное - дом и внуки», или «наконец-то дачей – огородом вплотную возьмусь», или «на рыбалке душу отведу» - кому что важней. А потом, глядишь, соскучился по коллегам, потянулся, интересуется: а что у вас там намечается? Большинству людей все-таки сложно без общения».
Его больше всего не хватало пенсионерам с началом пандемии, считает Ирина Дмитриевна. Рассказывает: «Ни я, ни мои коллеги – председатели советов первые недели телефоны из рук не выпускали: и ветераны звонили, и мы им. Всем объясняли, что знали, успокаивали; рассказывали про волонтерскую акцию «Мы вместе». Железнодорожники молодые наши – большие молодцы, очень активно в нее включились, поддерживали пенсионеров и словом, и делом. На маленьких станциях, в небольших поселках, где живут наши ветераны, конечно, сложнее было, но мы всеми возможными способами пытались решить возникающие у них проблемы. Но чаще всего оказавшимся в самоизоляции пожилым одиноким людям нужно было просто поговорить».
Но вообще-то Скоринова – всегда в зоне доступа, любой из активистов, из «подопечных» может позвонить ей в любое время. Для нее это в порядке вещей; домашние, признается, иногда по этому поводу ропщут. Но вряд ли всерьез, потому как понимают, что просто «домашней пенсионеркой» Ирине Дмитриевне быть… некомфортно.
«Работа на железной дороге мне многое дала и в профессиональном плане, и в личностном, потому что рядом со мной и вокруг меня было много замечательных людей, - говорит она. – Многих сегодняшних ветеранов знаю персонально, так как в свое время всю нашу алтайскую дорогу проехала «вдоль и поперек» по многу раз. Мне приятно с ними общаться, для меня удовольствие кому-то подарить маленький праздник, кому-то помочь. И еще для меня важно, чтобы те, кто пришел нам на смену и еще придет, знали о своих предшественниках, их заслугах, чтили их опыт. Без уважения к собственной истории, преемственности поколений ни у одной компании нет надежного будущего».