В 2021 году на Алтае 37 пар передумали разводиться благодаря медиаторам. На фоне 10 тысяч разводов, которые были зарегистрированы в прошлый год, это вроде бы капля в океане. Но, как говорят специалисты, это только начало. Тем более, что о медиации и «комнатах примирения», к тому же, еще далеко не каждый слышал. О том, как работают медиаторы с семейными парами, и что такое «комнаты примирения» корреспонденту «АиФ» рассказала Наталья Чурсина, медиатор, доцент кафедры социологии и конфликтологии АлтГУ.
Выяснить претензии
«Комнаты примирения» по словам Натальи Чурсиной понятие больше условное, но любой желающий урегулировать семейный конфликт может получить в ЗАГСах контакты медиатора, после назначаются для встречи удобные время и место. Бывали случаи, когда медиаторы выезжали в районы или (в начале пандемии, во время самоизоляции) консультировали онлайн, встречались на территории ЗАГСов и т.д.
«Задача медиатора не мирить рассорившиеся пары, а выяснить интересы сторон, - подчеркнула Чурсина. - Довольно часто в семьях люди живут как соседи, не умеют слушать и слышать друг друга. Медиатор помогает им высказать интересы и претензии. Бывает, даже этого хватает для урегулирования конфликта».
«Котлеты раздора»
Иногда обычные, казалось бы, мелочи, о которых супруги молчат, могут привести к скандалу до развода. В одной семье, по словам Натальи после обсуждения проблемы выявились «котлеты раздора».
«Во время беседы супруг возмутился: «Как я смогу жить с ней, если она не хочет готовить мои любимые котлеты. Я их я люблю с детства, сколько прошу, она – ноль внимания», - вспоминает медиатор один из таких разговоров. - Жена на вопрос медиатора на эту тему, пожала плечами, объяснив, что котлеты не готовит, потому что «всегда, когда пробовала это делать, они разваливаются или пригорают». Потом женщина возмущенно высказала мужу: «Сам-то пробовал их приготовить?».
В результате договорились купить не пригорающую сковороду, а потом учиться рецепту бабушки-кудесницы.
«Жена пообещала сделать котлеты и конфликт был урегулирован,- говорит Чурсина. - До этого она не понимала, что для супруга это настолько важно».
Фотосессия вместо моря
Был еще один интересный случай в практике медиатора: пришла пара, серьезно поссорившаяся из-за того, что жена решила одна без мужа поехать на море. Мужу отпуск в это время не давали. Во время диалога с медиатором на вопрос, почему так необходимо ехать именно сейчас вдруг выясняется интерес. «Представляете, какие скучные у меня фотографии в соцсетях. У подруг – путешествия, а у меня дом и ребенок»,- всплакнула супруга. В результате муж пообещал каждые три месяца вывозить жену на фотосессии в разные локации и конфликт был исчерпан. Оказалось, что поездку на море можно было отложить.
Учиться выигрышным моделям поведения
По словам Натальи Чурсиной, порой приходится сталкиваться и с очень сложными ситуациями.
«Приходили, к примеру, измученные супруги, которые развелись и не могут разъехаться. В семье больной ребенок, оба его любят, и боятся травмировать расставанием. Но при этом ссорятся и ребенок на это тоже реагирует, - рассказывает эксперт. – Здесь медиатор практически бессилен. Мы попробовали только провести с этой семьей тренинг по конфликтам, потому что модели поведения в конфликте могут быть как проигрышными ,так и выигрышными»
«Иногда, - рассказывает Наталья, - пары приходят к медиатору на такой точке кипения, что кричат так, что уши закладывает. Однажды супруги в эмоциональном порыве даже кинулись друг на друга. Моя коллега-медиатор успел прыгнуть на стол и супруги натолкнулись на нее как на шлагбаум . В результате накал был снижен, потом над этим даже удалась пошутить и посмеяться».
Кстати, в медиации, по словам Натальи Чурсиной, есть даже стадия вентиляции эмоций.
«Есть эмоции – выдавайте, а потом идем к конструктиву», – подытожила эксперт.