474

Услуга, а не милость. Система детских садов иногда напоминает феодализм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "АиФ-Алтай" 05/04/2017
Дмитрий Чернов / АиФ

Сын Ольги Сергачёвой, жительницы Барнаула, первый год проходил в детский сад нормально. Две воспитательницы – опытная и молодая, - сглаживали все конфликты со сверстниками, проявляли к Олежику внимание, в обиду не давали.

В садик мальчику ходить было интересно – молодая воспитательница напоминала маму, а пожилая знала больше сказок, историй, поговорок и пословиц, чем обе бабушки вместе взятые.

Требовательное равнодушие

Но время пролетело, и в новом учебном году любимые воспитательницы взяли себе новую группу малышей от 3 до 4 лет, а Олега перевели в группу для детей постарше – с новыми воспитательницами. Одна – отстранённо вежливая, умеренно внимательная к детям. Вторая – жёсткая, язвительная, строгая. Её Олег назвал «злой», хотя, вероятно, она просто требовательная и больше детей любит дисциплину. Так или иначе, но проходив в дошкольное учреждение ещё четыре месяца, мальчик перестал любить детский сад, и ежедневные сборы утром превратились в скандал.

В итоге Ольга водить ребёнка в садик перестала – благо сама сидит дома в декрете с маленьким малышом. Плюс ко всему с начала года по решению краевых властей родителям перестали возвращать часть платы за садик. И постоянные сборы денег – на ремонт летом, на подарки детям, на подарки воспитателям, на соляную пещеру, кукольный театр, оплату работы видеооператора круглый год – кошелёк приходилось открывать часто.

Наверное, такой детский сад в спальном районе Барнаула похож на общество, но Ольга пожалела, что отдала сына в такие жернова социализации. Возникло желание забрать из садика путёвку, чтобы, возможно, позже отдать Олега в другой детский сад. Но делопроизводитель дошкольного учреждения не позволила даже написать заявление на временную простановку платы за сад, накричала, побежала жаловаться на родительницу заведующей и воспитателям группы.

Конфликт интересов

Взаимоотношения родителей дошкольников и воспитателей в детском саду – тема всегда живая. Как и отношения родителей с садиком в целом.

Формально, родители являются заказчиками образовательных услуг и вправе требовать от дошкольного учреждения качества их предоставления. А также вправе отказывать исполнителю в доверии и выбирать для обучения другого подрядчика.

Но в жизни детские сады и их персонал часто чувствуют себя феодалами, которым родители должны платить, угождать, да ещё отрабатывать барщину на ремонте учреждения. Причина – родители нуждаются в детских садах больше, чем садики в детях.

Сегодняшний детский сад – это государство в государстве, монастырь со своим уставом. Родители и дети этот устав должны знать и, по мере возможности, соблюдать. Попасть в детское дошкольное учреждение не просто – нужно не только отстоять очередь, которая занимается с рождения, но и собрать кучу справок и документов. Поэтому и прощание с таким монастырём – процесс не быстрый.

Поиграйте в детский сад

По словам Марии МИТЛИНОЙ, педагога, причин недопонимания между родителями и воспитателями много. Недовольство родителей вызывает то, что с ребёнком мало занимаются в саду, не создают должных условий для укрепления его здоровья – мало или слишком много гуляют, проветривают или не проветривают комнаты группы. Или плохо следят за ребёнком, заставляют кушать или, наоборот, не следят, чтобы всё съедал. А ещё ограничивают свободу во время тихого часа, не защищают ребёнка от укусов агрессивных детей и прочее. Причин – тысячи.

Часто конфликты возникают на финансовой почве – из-за дополнительных взносов в фонд дошкольного учреждения и на подарки «по случаям». Не секрет, что садики финансируются из бюджета без щедрости. Поэтому сложилась практика просить помощи у родителей – на ремонт, мебель, игрушки. Но если родитель платить отказывается – ребёнка из группы обычно не выгоняют.

Сложной темой являются наказания. Формально педагог не может физически наказывать детей – максимальное воздействие – посадить ребёнка на стульчик и отстранить от общих игр. Но иногда у родителей появляются сомнения – ни бьют ли их ребёнка? Сразу бежать с жалобами в прокуратуру специалисты не советуют – важно разобраться в ситуации расспросить ребёнка. При этом понимать, что тот может нафантазировать, а ответы могут зависеть от того, как именно задавать вопросы.

По мнению Евгении ЛЕПЕШОВОЙ, психолога, показательной может стать игра с чадом в детский сад, где ребёнок будет изображать воспитателя, а игрушки – детишек в группе. Тут применяемые в саду меры воздействия на воспитанников могут быть наглядно продемонстрированы.

Если подозрения подтверждаются, и к ребёнку действительно применялось насилие, первый шаг – общение с заведующей детского сада. Если не помогло – можно смело идти в управление образования, а в случае явных фактов – в правоохранительные органы. В целом рубежи решения проблем с детским садом всегда одни – воспитатель, заведующая, районо, прокуратура. И проходить их стоит последовательно, не осложняя ситуацию.

Но чаще недопонимание родителей и сотрудников дошкольного учебного заведения носит не характер конфликта, а лишь взаимной неприязни. Когда и пожаловаться по большому счёту не на что, но есть ощущение, что с таким воспитателем или родителем не комфортно. Воспитателю в случае неадекватных мам и пап деваться некуда, а вот у законных представителей ребёнка есть право перевести чадо в другую группу, в другой детский сад или вообще забрать на домашнее воспитание и обучение.

Чтобы перевести ребёнка в другой детский сад, нужно узнать о наличии мест в выбранном дошкольном учреждении – лично или через районный отдел образования. Если есть желание позаниматься с ребёнком самостоятельно и повторно отдать его в детский сад перед школой – можно попытаться решить вопрос паузы в обучении с заведующей МБДОУ. Или через то же районо. В крайнем случае можно заново встать в очередь на детский сад.

Проблема недопонимания между родителями и педагогами дошкольных учреждений – проблема всей системы образования. Родителям важно не впадать в крайности – конфликтовать или бездействовать, а по возможности сотрудничать с системой дошкольного образования и принимать продуманные решения на пользу своему ребёнку.

Забирать - не забирать?

На решение, оставить ребёнка в детском саду или забрать, перевести в другой, влияет много факторов. Психологи советуют составить на листочке список пожеланий к идеальному детскому саду и выбрать три самых главных из них. А затем сравнить с реалиями своего дошкольного учреждения. Если существует расхождение по принципиальным позициям, любой из трёх – ребёнка нужно забирать. Если проблемы во второстепенных пожеланиях – ситуация не критическая.

Мнение эксперта

Сергей ВЕСЕЛЫХ, юрист:

– Отношения между родителями ребёнка и муниципальным дошкольным образовательным учреждением регламентируются Международной Конвенцией о правах ребёнка, Декларацией прав ребёнка, Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», уставом МДОУ, а также договором, заключённым между родителями ребёнка и дошкольным учреждением.

В любом случае при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении, права ребёнка не могут ущемляться.

Перевести ребёнка из одного детского сада в другой можно в любой момент не зависимо от периода учебного года. Наиболее распространённым случаем перевода ребёнка в другой детский сад является инициатива родителей или иных законных представителей. Перевод ребёнка в другой детский сад состоит из двух этапов – отчисления из одного сада и приёма в другой.

При расторжении договора, который заключался при поступлении ребёнка в детский сад, должны выдать на руки личное дело ребёнка.

Распорядительный акт об отчислении ребёнка в связи с переводом в другое дошкольное образовательное учреждение заведующий детского сада издаёт в трёхдневный срок на основании заявления родителей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах