aif.ru counter
251

Труд не в радость. Встретить хорошего работодателя – большая удача

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Алтай" 03/03/2017
Очень часто работодатель чувствует свое превосходство над работником и пользуется этим.
Очень часто работодатель чувствует свое превосходство над работником и пользуется этим. © / Яна Лайкова / АиФ

Когда Александр вернулся из армии в Барнаул, идти учиться в вуз ему не захотелось. Полгода отдыхал. Потом задумался о работе.

Первым местом занятости оказался автосервис, куда устроился по знакомству. Крутить гайки, лёжа под машинами, надоело – неудобно и грязно. Стал возить на своём автомобиле пиццу для одной из барнаульских сетей фастфуда. Поставил машину на ремонт - работу курьера потерял. Следующим местом работы стало кафе, куда он устроился помощником повара – чистить, резать, шинковать. Но и с этой работой  расстался. Сейчас Александр думает, что достойной работы в городе нет. Хочет уехать в Новосибирск – там возможностей больше…

Бесплатные часы

Рынок труда в краевом центре можно, вероятно, назвать провинциальным – культура взаимоотношений сотрудников и директоров часто находится на невысоком уровне. Об этом можно судить по отзывам работников о барнаульских работодателях в сети Интернет. Иногда за ними стоят частные обиды, но когда негативных отзывов много – налицо проблема качества работодателя.

В микрофинансовой организации молодому «кредитному специалисту» предложили пройти обучение за счёт работодателя и работать за 15 тыс. рублей. По факту оказалось, что 10 дней обучения не оплачиваются, работать нужно 11 часов в смену, но оплачивается только 10, час вычитается на обед. За смену в итоге выходило 530 рублей, за месяц – 6,9 тыс. рублей. Трудовой договор так и не был заключён.

В фирменном магазине дорогой марки спортивной одежды работников торгового зала штрафуют за каждую провинность на 300 рублей. Отношения не идеальны – могут заклеить счётчики проходимости клиентов, чтобы в итоге уволить неугодного. Работники руководству отвечают сторицей – на складе, где лежат вещи и переодеваются сотрудники, нет камер наблюдения, поэтому вещи со склада пропадают, а недостачу вычитают со всех сотрудников.

В некоторых магазинах за 14 часов работы нельзя присесть ни разу, даже если нет покупателей и все ценники на двадцать раз поправлены. «Никто долго не выдерживает, жутко болит поясница, ноги. Очень рада, что уволилась оттуда, теперь по больницам хожу и трачу последнюю зарплату на лечение…».

Много нареканий и на фирмы по доставке фастфуда. В одном месте из зарплаты в 23 тыс. рублей, заработанной за полтора месяца, хозяйка вычла 9,5 тыс. рублей за недостачу, не потрудившись объяснить, за что именно. В другом месте отсутствуют мойщицы и уборщицы, поэтому после смены повара всё перемывают.

В кафе тоже неладно. «График – с 7 до 22 часов, первый час не оплачивается, кафе ведь работает с 8 часов. Кушать нельзя, пить чай нельзя, в туалет тоже нельзя. На кассе девочки стоят, аналогично. Им директорша предлагала памперсы носить, чтоб не убегать с рабочего места. Сидеть им тоже нельзя. 15 часов на ногах. Если заболел – переносишь болезнь на работе, а если нет – уволят. Никакие больничные не оплачиваются, отпуска тоже».

Или пафосное заведение в центре города. «Жена директора испортит вам нервы, вас обвинят во всех возможных нарушениях, воровстве, и обещанную зарплату бухгалтер вам не выдаст. В порядке вещей сталкивать лбами сотрудников и наказывать на основании доносов бухгалтера. Даже сотрудников кормят за деньги просроченными продуктами».

В фирме, торгующей мебелью, многих сотрудников отказываются оформлять официально. Водителей отправляют в командировку на 3-4 дня в соседнюю область без предоставления гостиницы – водители спят в машине и зимой, и летом. Времени на сон тоже немного. Водители работают на износ. В выходные дни осуществляют ремонт и обслуживание машин без доплат. 

В крупной продуктовой сети принято задерживаться на работе – прийти за 10 минут до начала рабочего дня – значит опоздать, уйти через пять минут после «звонка» – почти прогулять. Нужно выходить на работу в выходные дни, которые, как и сверхурочные, не оплачиваются. На обед даётся не больше 15 минут, нецензурная лексика – норма. Многие работают на успокоительных, держатся за место, чтобы получать среднюю для Барнаула зарплату.

Штрафы за всё

Страдают не только менеджеры в офисах и продавцы. У сотрудников рабочих специальностей тоже есть жалобы. В автосервисе большая текучка – набирают слесарей по ремонту, обещают нормальную зарплату – до 40 тыс. рублей, а на деле платят от 4 до 6 тыс. рублей за месяц. Плюс хамят, штрафуют, функционал перемешан – люди в одном лице исполняют работу за нескольких работников. Часто бесплатно.

В спортивном центре беда другая – зарплата в конвертах, официальное трудоустройство только на полставки. «А ещё там заставляют сдавать аттестацию, т. е. вы сидите, этакий инструктор тренажёрного зала, перед директором, и отчитываетесь, почему вы не знаете, к какой кости крепится задняя дельта плеча. Кстати, форму рабочую вам никто не выдаёт, вы должны покупать это на свои деньги».

Известная торговая компания, которая обещает карьерный рост. «Работа тяжёлая физически, но если здоровье позволяет, то работать можно. Тем, кто настроен на карьерный рост, нужно приготовиться работать с 8 до 22. Как минимум 6 дней в неделю. Работа подойдёт для молодых людей, очень здоровых физически, главное – без мужа, жены и, тем более, без детей».

Большой строительный магазин. «На первый взгляд выглядит всё хорошо, но стоит тебе приступить к работе, тебя штрафуют за всё, за то, что ушёл с ряда (500 рублей), за то, что не подошёл к покупателю (500 рублей), ушёл в туалет и не сообщил администратору (500 рублей) и так далее».

В учреждениях здравоохранения тоже не просто. «Устраивалась работать санитаркой. Добровольно-принудительно приглашают работать за невышедших в смену поваров, а затем, после проведённого дня на кухне, идти и выполнять свои прямые обязанности в спешном темпе, ибо уже вечер, а у вас ещё ничего не мыто. И не ждите, что за это заплатят – нет. Кормить за счёт больницы при этом не будут, еда ваша».

 Таких отзывов не единицы, а десятки и даже сотни. Несомненно, кто-то обижен и не совсем правдив. Но вал критики такой, что его не спишешь только на обиды. Очень многие отмечают, что барнаульский работодатель в слове «работник» часто слышит только первые три буквы.

Год без отпуска

По информации Любови СЕДНЕВОЙ, главного специалиста отдела исследований рынка труда EMG Professionals, треть компаний не компенсируют сверхурочную работу своим сотрудникам. Из тех, кто это делает, только две компании из трёх выплачивают деньги, остальные предоставляют дополнительное время отдыха.

По данным портала «Зарплата.ру», 76% жителей Барнаула хотя бы раз в жизни испытывали утомление от работы, снижение мотивации, раздражительность или нежелание что-либо делать. По опросу, проведённому в декабре 2016 года, утомление от своей деятельности испытывает почти половина опрошенных горожан (42%). При этом недовольство начальством и плохие отношения с коллегами стали виной апатии у 43% и 35% соответственно. Работа без отпуска больше года стала причиной низкой работоспособности для 28% барнаульцев.

Да, часто негатив в сторону работодателя – итог обманутых ожиданий. Но зачастую отрицательные отзывы о работодателе – не обида лентяя, а признание того, что встретить хорошего руководителя компании в Алтайском крае – большая удача. Те, кому не повезло, видят жадных, хитрых, истеричных, непрофессиональных. И меняться ситуация на рынке труда края будет, вероятно, медленно – при конкуренции соискателей за рабочие места руководителям нет необходимости конкурировать за хорошего работника. Кто-нибудь согласится и на маленькую зарплату, и на грубость, и на переработку с неоплачиваемым обедом…

Мнение эксперта

Наталья КОРОБЕЙНИКОВА, директор по персоналу Сибирской медиагруппы:

– Есть такое понятие, как «выходное интервью», которое означает собеседование, сопровождающее увольнение работника. Каждый увольняющийся уносит с собой мнение о компании, и в её интересах позаботиться о том, чтобы оно было положительным, предотвратить возможные конфликты, расстаться мирно, без взаимных обид и недомолвок. Цели интервью: выявить основные причины ухода работников из компании. Дать возможность работникам выразить негативные эмоции, выработать позитивное отношение к компании, гордость за полученный опыт. И даже удержать работника, дав возможность рассмотреть иные варианты работы в компании.

Многие кандидаты, оставшиеся без работы, при поиске новой – устанавливают себе ценник, равный прошлому доходу или дают расклад о своих финансовых обязательствах и что они не смогут прожить на те деньги, которые им предлагают. Но рынок диктует свои законы.

Что, прежде всего, нужно сделать: посмотреть на уровень заработных плат в отрасли. Это даст понимание существующей экономической ситуации.

Второе, и самое важное, нужно понять, что разговор с кандидатом о деньгах – это переговорный процесс, а в каждом процессе переговоров нужно понимать свои сильные стороны. Нужно понять, что компания может предложить конкретному кандидату помимо зарплаты. Сейчас постоянная работа и своевременные выплаты могут стать и преимуществом по сравнению с другими. Многие компании зарплату сотрудников делят на оклад и бонус, и в период кризиса с бонусной частью выплат происходят задержки или уменьшение денежного вознаграждения. Интересные задачи и вменяемое руководство тоже являются преимуществом для многих сотрудников.

Кстати

По данным портала Head Hunter, за год число вакансий в Алтайском крае снизилось на 3% – на одну вакансию претендует в среднем 6 человек, и в целом ситуация отличается умеренной конкуренцией с явным выигрышем работодателя. На 2,8 тыс. заявленных вакансий приходится 12,5 тыс. резюме от соискателей. Для сравнения, в Новосибирской области число вакансий за год выросло на 7%. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах